Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАТИ СГ-40

ГАЗ-АА с комплектом оборудования
СГ-40, предназначенный для работы
на сжиженном газе, 1938 год

    Приказом Заместителя наркома тяжелой промышленности Г.Л. Пятакова от 23 января 1936 года автомобильные заводы должны были сконцентрировать свои усилия над улучшением конструкций уже выпускаемых машин, а НАТИ должен был сосредоточиться на конструкторской и экспериментальной работе по созданию двигателей, автомобилей и агрегатов, не имеющих непосредственного отношения ни к одному из заводов, а являющихся объектами будущего производства.
    Вследствие этого приказа, а также во исполнение Приказа народного комиссара тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе №994 от 8 июня 1936 «Об использовании сжатых и сжиженных газов как моторного топлива» был радикально пересмотрен план работ НАТИ, который теперь среди прочего должен был провести исследования по теме «Применение на автотранспорте компримированных газов», в рамках которой должен был осуществить подбор материалов по применению компримированных газов, их выработке и изготовлению баллонов, а также приступить к созданию аппаратуры для использования газов и ее испытаниям. Для этих работ при Газогенераторном отделе НАТИ в 1936 году была организована лаборатория газобаллонных автомобилей под руководством Г.И. Самоля.
    Работа лаборатории велась сразу в двух направления – и в области сжатых газов, и в области сжиженных. Первые эксперименты по использованию сжиженных газов в качестве моторного топлива НАТИ провел в марте 1937 году, с большим трудом раздобыв для этого небольшое количество пропан-бутановой смеси. Проведенные эксперименты показали, что сжиженная пропан-бутановая смесь превосходит бензин по всем основным показателям. При переводе двигателя на газ без каких-либо переделок его мощность уменьшалась всего на 4%.
    Комплекты аппаратуры для сжиженного газа получили обозначения:
    СГ-40 – для ГАЗ-АА
    СГ-42 – для ЗИС-5
    СГ-44 – для ГАЗ-М1
    Нельзя не упомянуть, что и до этого ряд организаций пытался использовать пропан-бутан в качестве топлива. В Ростове был построен пропановый авторефрижератор, в котором сжиженный газ служил как топливом, так и холодильным агентом. Аналогичный рефрижератор был построен в Москве во Всесоюзном научно-исследовательском холодильном институте (ВНИХИ). Появлялись сообщения и о пробеговых испытаниях переоборудованного под сжиженный газ автомобиля ГАЗ-АА.
    В рамках работ по использованию сжиженных газов в качестве моторного топлива, в 1937 году в НАТИ был разработан проект авторефрижератора на шасси ЗИС-5, работающего на сжиженном газе, а в 1938 году под руководством М.А. Айзермана проведена доводка авторефрижераторов на шасси автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 с питанием двигателя и охлаждения кузова сжиженном газом.

    В 1938 году были проведены постройка, доводка и предварительные испытания автомобилей ЗИС-5, ЗИС-8, ГАЗ-АА и ГАЗ-М1, использовавших в качестве топлива сжиженный газ. Газовая аппаратура была изготовлена Куйбышевским карбюраторно-арматурным заводом и, частично, опытным заводом НАТИ. Баллоны для грузовиков и автобуса изготовил таганрогский завод «Красный котельщик», а для легкового ГАЗ-М1 – опытный завод НАТИ.
    Газовое оборудование для ГАЗ-АА получило обозначение НАТИ СГ-40 (фильтр, редуктор высокого давления, конструктивно объединённый с теплообменником, двухходовой краник и редуктор низкого давления) и было смонтировано на щите моторного отделения грузовика. Два баллона для хранения сжиженного газа емкостью 45 литров каждый были подвешены под грузовой платформой параллельно раме автомобиля и прикрыты кожухами. Для работы с газом был разработан универсальный газобензиновый карбюратор-смеситель, который представлял собой карбюратор ГАЗ-Зенит с дополнительным вводом газа в диффузор.
    В 1939 году, начиная с середины апреля и до конца июня, в Грозном проходили эксплуатационные испытания трех автомобилей, работающих на сжиженном газе. Испытывались автобус ЗИС-8, а также грузовики ЗИС-5 с аппаратурой НАТИ СГ-42 и ГАЗ-АА с аппаратурой НАТИ СГ-40. Никаких изменений в конструкции двигателя и шасси не вносилось, за исключением установки головки с повышенной степенью сжатия (5,8) на двигателе автобуса. Все автомобили обслуживали нефтяные промыслы и работали под наблюдением конструкторов НАТИ.
    28 июня 1939 года в Грозном начала работать специальная комиссия по госиспытаниям, созданная Народным комиссариатом среднего машиностроения. Члены комиссии в течение восьми дней проверяли работу каждого автомобиля, участвуя в эксплуатационных поездках и производя необходимые технические наблюдения, собирая мнения водителей, механиков, руководителей транспортного предприятия. Комиссия установила, что автомобили, работающие на сжиженном газе, вполне успешно справлялись с любыми поручаемыми им заданиями.
    Вторым этапом испытаний этих автомобилей стал пробег по маршруту Грозный – Орджоникидзе - Военно-Грузинская дорога (Пасанаури – поселение, расположенное 88,5 км от Тбилиси) и обратно, общей протяженностью в 560 км. И, наконец, третьим, и последним, этапом испытаний стала проверка работы машин в дальних поездках в различных дорожных и климатических условиях. С этой целью был организован пробег по маршруту Грозный – Ростов – Харьков – Курск – Москва, на расстояние 2258 км. Необходимый запас газового топлива для пробега был взят с собой и перевозился в специальных бочках. Расстояние 2258 км было пройдено за семь ходовых дней и 21 июля автомобили успешно финишировали в Москве.
    Работы по проекту НАТИ СГ-40 вылились в выпуск Горьковским автозаводом в 1941 году партии газобаллонных автомобилей под индексом ГАЗ-45 в количестве 45 экземпляров.

по материалам Андрея Карасева



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 20 марта 2021 года          
Последняя редакция - 19 марта 2021 года