Приказом Заместителя наркома тяжелой промышленности Г.Л. Пятакова от 23 января 1936 года автомобильные заводы должны были сконцентрировать свои усилия над улучшением конструкций уже выпускаемых машин, а НАТИ должен был сосредоточиться на конструкторской и экспериментальной работе по созданию двигателей, автомобилей и агрегатов, не имеющих непосредственного отношения ни к одному из заводов, а являющихся объектами будущего производства.
Вследствие этого приказа, а также во исполнение Приказа народного комиссара тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе №994 от 8 июня 1936 «Об использовании сжатых и сжиженных газов как моторного топлива» был радикально пересмотрен план работ НАТИ, который теперь среди прочего должен был провести исследования по теме «Применение на автотранспорте компримированных газов», в рамках которой должен был осуществить подбор материалов по применению компримированных газов, их выработке и изготовлению баллонов, а также приступить к созданию аппаратуры для использования газов и ее испытаниям. Для этих работ при Газогенераторном отделе НАТИ в 1936 году была организована лаборатория газобаллонных автомобилей под руководством Г.И. Самоля.
Работа лаборатории велась сразу в двух направления – и в области сжатых газов, и в области сжиженных. Первые эксперименты по использованию сжиженных газов в качестве моторного топлива НАТИ провел в марте 1937 году, с большим трудом раздобыв для этого небольшое количество пропан-бутановой смеси. Проведенные эксперименты показали, что сжиженная пропан-бутановая смесь превосходит бензин по всем основным показателям. При переводе двигателя на газ без каких-либо переделок его мощность уменьшалась всего на 4%.
Комплекты аппаратуры для сжиженного газа получили обозначения:
СГ-40 – для ГАЗ-АА
СГ-42 – для ЗИС-5
СГ-44 – для ГАЗ-М1
Нельзя не упомянуть, что и до этого ряд организаций пытался использовать пропан-бутан в качестве топлива. В Ростове был построен пропановый авторефрижератор, в котором сжиженный газ служил как топливом, так и холодильным агентом. Аналогичный рефрижератор был построен в Москве во Всесоюзном научно-исследовательском холодильном институте (ВНИХИ). Появлялись сообщения и о пробеговых испытаниях переоборудованного под сжиженный газ автомобиля ГАЗ-АА.
В рамках работ по использованию сжиженных газов в качестве моторного топлива, в 1937 году в НАТИ был разработан проект авторефрижератора на шасси ЗИС-5, работающего на сжиженном газе, а в 1938 году под руководством М.А. Айзермана проведена доводка авторефрижераторов на шасси автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 с питанием двигателя и охлаждения кузова сжиженном газом.
В 1938 году были проведены постройка, доводка и предварительные испытания автомобилей ЗИС-5, ЗИС-8, ГАЗ-АА и ГАЗ-М1, использовавших в качестве топлива сжиженный газ. Газовая аппаратура была изготовлена Куйбышевским карбюраторно-арматурным заводом и, частично, опытным заводом НАТИ. Баллоны для грузовиков и автобуса изготовил таганрогский завод «Красный котельщик», а для легкового ГАЗ-М1 – опытный завод НАТИ.
Газовое оборудование для ГАЗ-АА получило обозначение НАТИ СГ-40 (фильтр, редуктор высокого давления, конструктивно объединённый с теплообменником, двухходовой краник и редуктор низкого давления) и было смонтировано на щите моторного отделения грузовика. Два баллона для хранения сжиженного газа емкостью 45 литров каждый были подвешены под грузовой платформой параллельно раме автомобиля и прикрыты кожухами. Для работы с газом был разработан универсальный газобензиновый карбюратор-смеситель, который представлял собой карбюратор ГАЗ-Зенит с дополнительным вводом газа в диффузор.
В 1939 году, начиная с середины апреля и до конца июня, в Грозном проходили эксплуатационные испытания трех автомобилей, работающих на сжиженном газе. Испытывались автобус ЗИС-8, а также грузовики ЗИС-5 с аппаратурой НАТИ СГ-42 и ГАЗ-АА с аппаратурой НАТИ СГ-40. Никаких изменений в конструкции двигателя и шасси не вносилось, за исключением установки головки с повышенной степенью сжатия (5,8) на двигателе автобуса. Все автомобили обслуживали нефтяные промыслы и работали под наблюдением конструкторов НАТИ.
28 июня 1939 года в Грозном начала работать специальная комиссия по госиспытаниям, созданная Народным комиссариатом среднего машиностроения. Члены комиссии в течение восьми дней проверяли работу каждого автомобиля, участвуя в эксплуатационных поездках и производя необходимые технические наблюдения, собирая мнения водителей, механиков, руководителей транспортного предприятия. Комиссия установила, что автомобили, работающие на сжиженном газе, вполне успешно справлялись с любыми поручаемыми им заданиями.
Вторым этапом испытаний этих автомобилей стал пробег по маршруту Грозный – Орджоникидзе - Военно-Грузинская дорога (Пасанаури – поселение, расположенное 88,5 км от Тбилиси) и обратно, общей протяженностью в 560 км. И, наконец, третьим, и последним, этапом испытаний стала проверка работы машин в дальних поездках в различных дорожных и климатических условиях. С этой целью был организован пробег по маршруту Грозный – Ростов – Харьков – Курск – Москва, на расстояние 2258 км. Необходимый запас газового топлива для пробега был взят с собой и перевозился в специальных бочках. Расстояние 2258 км было пройдено за семь ходовых дней и 21 июля автомобили успешно финишировали в Москве.
Работы по проекту НАТИ СГ-40 вылились в выпуск Горьковским автозаводом в 1941 году партии газобаллонных автомобилей под индексом ГАЗ-45 в количестве 45 экземпляров.
по материалам Андрея Карасева |