Приказом Заместителя наркома тяжелой промышленности Г.Л. Пятакова от 23 января 1936 года автомобильные заводы должны были сконцентрировать свои усилия над улучшением конструкций уже выпускаемых машин, а НАТИ должен был сосредоточиться на конструкторской и экспериментальной работе по созданию двигателей, автомобилей и агрегатов, не имеющих непосредственного отношения ни к одному из заводов, а являющихся объектами будущего производства.
Вследствие этого приказа, а также во исполнение Приказа народного комиссара тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе №994 от 8 июня 1936 «Об использовании сжатых и сжиженных газов как моторного топлива» был радикально пересмотрен план работ НАТИ, который теперь среди прочего должен был провести исследования по теме «Применение на автотранспорте компримированных газов», в рамках которой должен был осуществить подбор материалов по применению компримированных газов, их выработке и изготовлению баллонов, а также приступить к созданию аппаратуры для использования газов и ее испытаниям. Для этих работ при Газогенераторном отделе НАТИ в 1936 году была организована лаборатория газобаллонных автомобилей под руководством Г.И. Самоля.
Работа лаборатории велась сразу в двух направления – и в области сжатых газов, и в области сжиженных. Первые эксперименты по использованию сжиженных газов в качестве моторного топлива НАТИ провел в марте 1937 году, с большим трудом раздобыв для этого небольшое количество пропан-бутановой смеси. Проведенные эксперименты показали, что сжиженная пропан-бутановая смесь превосходит бензин по всем основным показателям. При переводе двигателя на газ без каких-либо переделок его мощность уменьшалась всего на 4%.
Комплекты аппаратуры для сжиженного газа получили обозначения:
СГ-40 – для ГАЗ-АА
СГ-42 – для ЗИС-5
СГ-44 – для ГАЗ-М1
В 1938 году были проведены постройка, доводка и предварительные испытания автомобилей ЗИС-5, ЗИС-8, ГАЗ-АА и ГАЗ-М1, использовавших в качестве топлива сжиженный газ. Газовая аппаратура была изготовлена Куйбышевским карбюраторно-арматурным заводом и, частично, опытным заводом НАТИ. Баллоны для грузовиков и автобуса изготовил таганрогский завод «Красный котельщик», а для легкового ГАЗ-М1 – опытный завод НАТИ.
На легковом автомобиле ГАЗ-М1 была установлена аппаратура НАТИ проекта СГ-44. Сжиженный газ содержался в двух баллонах общей ёмкостью 50 литров и весом 50 кг, расположенных в заднем свесе вместо бензобака. Баллоны стягивались вместе с двумя литыми алюминиевыми траверсами двумя металлическими лентами. Поскольку при переоборудовании автомобиля бензобак был удалён, то под капотом, на выступе вместо катушки зажигания и звукового сигнала (перенесенных на другое место) был установлен бак для бензина объёмом 20 (по другим сведениям – 18) литров.
Учитывая повышенную пожароопасность газобаллонного автомобиля, запрещалось курение в салоне и рядом с автомобилем, а сама машина была впервые в отечественной практике укомплектована огнетушителем. Отдельно в инструкции указывалось на необходимость заправки баллонов не более, чем на 90% их емкости, чтобы в случае расширения при нагреве газовая смесь не разорвала их. Газовая аппаратура была несовершенна, однако дешевизна газового топлива по сравнению с бензином открывала серьезные экономические перспективы для газобаллонного транспорта.
В 1939 году газобаллонный ГАЗ-М1, помимо обычной программы испытаний, испытывался также в принципиально разных дисциплинах – в длительном автопробеге и в спортивных состязаниях. Сперва НАТИ СГ-44 приняла участие в третьем этапе испытаний грузовых газобаллонных автомобилей – большом автопробеге по маршруту Грозный – Ростов – Харьков – Курск – Москва. Необходимый запас газового топлива для пробега был взят с собой и перевозился в специальных бочках. Расстояние 2258 км было пройдено за семь ходовых дней и 21 июля автомобили финишировали в Москве. Стоит отметить, что для участия в этом пробеге газобаллонная «эмка» предварительно своим ходом прибыла из Москвы.
Позднее в том же году в скоростных гонках, организованных Центральным автоклубом в Москве, газобаллонный ГАЗ-М1 занял первое место среди других «эмок», показав скорость 108 км/ч – рекордную для этих автомобилей, не достижимую при работе двигателя на бензине.
Широкой публике газобаллонная «эмка» была представлена 18 ноября 1939 года – в соответствии с приказом Народного комиссара среднего машиностроения СССР И.А. Лихачева (5 февраля 1939 года Наркоммаш был разделен на три комиссариата - тяжелого машиностроения, среднего машиностроения и общего машиностроения), газогенераторный ГАЗ-М1 с комплектом аппаратуры СГ-44 принял участие в параде, организованном в честь 15-летия Советской автопромышленности. Помимо этой машины, в колонне НАТИ прошли ЗИС-5 с комплектом аппаратуры СГ-42, адаптированный для работы на сжиженном газе, ГАЗ-АА, использующий в качестве топлива сжатый газ, ЗИС-5 и ГАЗ-АА с газогенераторными установками, работающими на антраците, полугусеничный вездеход НАТИ-В-3 с газогенераторной установкой НАТИ Г-28, а также пикап ГАЗ-М415 и автобус НАТИ-А.
по материалам Андрея Карасева |