Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАТИ СГ-44

ГАЗ-М1 с установкой СГ-44,
предназначенный для
работы на сжиженном газе,
1938 год

    Приказом Заместителя наркома тяжелой промышленности Г.Л. Пятакова от 23 января 1936 года автомобильные заводы должны были сконцентрировать свои усилия над улучшением конструкций уже выпускаемых машин, а НАТИ должен был сосредоточиться на конструкторской и экспериментальной работе по созданию двигателей, автомобилей и агрегатов, не имеющих непосредственного отношения ни к одному из заводов, а являющихся объектами будущего производства.
    Вследствие этого приказа, а также во исполнение Приказа народного комиссара тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе №994 от 8 июня 1936 «Об использовании сжатых и сжиженных газов как моторного топлива» был радикально пересмотрен план работ НАТИ, который теперь среди прочего должен был провести исследования по теме «Применение на автотранспорте компримированных газов», в рамках которой должен был осуществить подбор материалов по применению компримированных газов, их выработке и изготовлению баллонов, а также приступить к созданию аппаратуры для использования газов и ее испытаниям. Для этих работ при Газогенераторном отделе НАТИ в 1936 году была организована лаборатория газобаллонных автомобилей под руководством Г.И. Самоля.
    Работа лаборатории велась сразу в двух направления – и в области сжатых газов, и в области сжиженных. Первые эксперименты по использованию сжиженных газов в качестве моторного топлива НАТИ провел в марте 1937 году, с большим трудом раздобыв для этого небольшое количество пропан-бутановой смеси. Проведенные эксперименты показали, что сжиженная пропан-бутановая смесь превосходит бензин по всем основным показателям. При переводе двигателя на газ без каких-либо переделок его мощность уменьшалась всего на 4%.
    Комплекты аппаратуры для сжиженного газа получили обозначения:
    СГ-40 – для ГАЗ-АА
    СГ-42 – для ЗИС-5
    СГ-44 – для ГАЗ-М1

    В 1938 году были проведены постройка, доводка и предварительные испытания автомобилей ЗИС-5, ЗИС-8, ГАЗ-АА и ГАЗ-М1, использовавших в качестве топлива сжиженный газ. Газовая аппаратура была изготовлена Куйбышевским карбюраторно-арматурным заводом и, частично, опытным заводом НАТИ. Баллоны для грузовиков и автобуса изготовил таганрогский завод «Красный котельщик», а для легкового ГАЗ-М1 – опытный завод НАТИ.
    На легковом автомобиле ГАЗ-М1 была установлена аппаратура НАТИ проекта СГ-44. Сжиженный газ содержался в двух баллонах общей ёмкостью 50 литров и весом 50 кг, расположенных в заднем свесе вместо бензобака. Баллоны стягивались вместе с двумя литыми алюминиевыми траверсами двумя металлическими лентами. Поскольку при переоборудовании автомобиля бензобак был удалён, то под капотом, на выступе вместо катушки зажигания и звукового сигнала (перенесенных на другое место) был установлен бак для бензина объёмом 20 (по другим сведениям – 18) литров.
    Учитывая повышенную пожароопасность газобаллонного автомобиля, запрещалось курение в салоне и рядом с автомобилем, а сама машина была впервые в отечественной практике укомплектована огнетушителем. Отдельно в инструкции указывалось на необходимость заправки баллонов не более, чем на 90% их емкости, чтобы в случае расширения при нагреве газовая смесь не разорвала их. Газовая аппаратура была несовершенна, однако дешевизна газового топлива по сравнению с бензином открывала серьезные экономические перспективы для газобаллонного транспорта.
    В 1939 году газобаллонный ГАЗ-М1, помимо обычной программы испытаний, испытывался также в принципиально разных дисциплинах – в длительном автопробеге и в спортивных состязаниях. Сперва НАТИ СГ-44 приняла участие в третьем этапе испытаний грузовых газобаллонных автомобилей – большом автопробеге по маршруту Грозный – Ростов – Харьков – Курск – Москва. Необходимый запас газового топлива для пробега был взят с собой и перевозился в специальных бочках. Расстояние 2258 км было пройдено за семь ходовых дней и 21 июля автомобили финишировали в Москве. Стоит отметить, что для участия в этом пробеге газобаллонная «эмка» предварительно своим ходом прибыла из Москвы.
    Позднее в том же году в скоростных гонках, организованных Центральным автоклубом в Москве, газобаллонный ГАЗ-М1 занял первое место среди других «эмок», показав скорость 108 км/ч – рекордную для этих автомобилей, не достижимую при работе двигателя на бензине.
    Широкой публике газобаллонная «эмка» была представлена 18 ноября 1939 года – в соответствии с приказом Народного комиссара среднего машиностроения СССР И.А. Лихачева (5 февраля 1939 года Наркоммаш был разделен на три комиссариата - тяжелого машиностроения, среднего машиностроения и общего машиностроения), газогенераторный ГАЗ-М1 с комплектом аппаратуры СГ-44 принял участие в параде, организованном в честь 15-летия Советской автопромышленности. Помимо этой машины, в колонне НАТИ прошли ЗИС-5 с комплектом аппаратуры СГ-42, адаптированный для работы на сжиженном газе, ГАЗ-АА, использующий в качестве топлива сжатый газ, ЗИС-5 и ГАЗ-АА с газогенераторными установками, работающими на антраците, полугусеничный вездеход НАТИ-В-3 с газогенераторной установкой НАТИ Г-28, а также пикап ГАЗ-М415 и автобус НАТИ-А.

по материалам Андрея Карасева



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 13 марта 2021 года          
Последняя редакция - 13 марта 2021 года