Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАТИ-ВМ

фаэтон

пикап

    В развитие работ под литерой «В» (В – «вездеходы») в 1937 году в НАТИ были разработаны и построены опытные образцы легковой колесно-гусеничной машины НАТИ-ВМ. Конструкция машины была разработана Б.В. Шишкиным, А.В. Васильевым В.Ф. Родионовым под руководством А.Н. Островцова с участием Г.А. Сонкина (начальник группы машин повышенной проходимости), а в ее основу была положена легковая «эмка» (можно предположить, что в данном случае буква «М» в названии НАТИ-ВМ означает «Молотовец» - официальное, хотя и неприжившееся, название «эмки» было М-1 («Молотовец-первый»)).
    Особенностью НАТИ-ВМ была возможность работать в трех режимах: как обычный автомобиль колесной формулы 6х4 летом; с резинометаллическими гусеницами на задних ведущих колесах в качестве вездехода в осеннюю распутицу; с гусеницами и лыжами на передних колесах – как снегоход зимой.
    С целью расширения колеи передних колес до 1525 мм, стандартная передняя ось была заменена на оригинальную трубчатую. В связи с установкой гусеничного движителя, был применен ведущий мост от ГАЗ-АА (доработанный), а чтобы не перегружать сцепление и двигатель на бездорожье, в трансмиссию дополнительно был введен демультипликатор. На передние и задние катки ведущего моста крутящий момент передавался при помощи цепных передач, как это было сделано еще на вездеходах НАТИ-3. Рама автомобиля тоже была доработана путем установки местных усилений.
    По аналогии с НАТИ-В3 каждый из движителей получил по два двойных ската ведущих колес, между которыми в верхней и нижней частях на раме движителя располагались поддерживающие ролики. Гусеничная лента имела гребень на внутренней стороне, который проходил между двойными скатами и не позволял ленте за счет этого сползать на сторону. На внешней стороне ленты были закреплены резиновые башмаки для лучшего сцепления с поверхностью. Как и у НАТИ-В3, сцепление гусеницы с ведущими колесами происходило только за счет сил трения.
    Всего было построено два экземпляра НАТИ-ВМ – один пятиместный фаэтон, предназначенный для перевозки командного состава, и один с кузовом пикап. У фаэтона передние сиденья с раздельными спинками могли складываться и откидываться, освобождая проход в заднюю часть кузова к трехместному дивану. Также в задней части салона были предусмотрены откидные столики, а доступ в багажник осуществлялся снаружи автомобиля. Под правым передним сиденьем было предусмотрено место для инструментального ящика.
    Пикап получил закрытую металлическую кабину и грузовую платформу, которая могла использоваться в том числе и для перевозки шести человек на откидных лавках вдоль бортов. Грузоподъемность пикапа составляла 500 кг и 2 человека.
    С полной нагрузкой НАТИ-ВМ развивал по шоссе скорость: на колесах 60 км/ч, на гусеницах - 48 км/ч. Расход топлива составлял при езде на гусеницах 41 литр бензина на 100км, а на колесном ходу – 32 литра. При этом в зимнее время, при движении по снежной целине расход топлива увеличивался до 115 литров.
    Габаритные размеры автомобиля составляли: длина 5020 мм, ширина 2254 мм, высота 1820 мм. Масса груженого автомобиля достигала 3120 кг, а удельное давление на грунт, благодаря сравнительно небольшой опорной поверхности гусениц, превышало 0,3 кгс/кв.см.
    В декабре 1937 был начат первый этап испытаний НАТИ-ВМ, который продлился по март 1938 года. Второй этап (летние испытания) проходил с апреля по июль 1938 года. В заключении по результатам испытаний автомобиля было сказано: «Полугусеничные автомобили ВМ могут быть использованы в РККА при эксплуатации в зимних весенних и осенних условиях. Эксплуатация автомобилей в летних условиях на гусеницах не целесообразна. Проходимость полугусеничного автомобиля ВМ в зимних условиях значительно выше всех существующих трехосных автомобилей повышенной проходимости».
    НАТИ-ВМ, как и другие полугусеничные машины тех лет с фрикционным зацеплением гусеницы, обладал низкой надежностью конструкции в целом и движителя в частности. Этот недостаток так и не был преодолен, а с появлением качественно иных полноприводных грузовых и легковых автомобилей дальнейшая доводка НАТИ-ВМ стала нецелесообразнозной и была прекращена.



    Оба варианта автомобиля НАТИ-ВМ были воспроизведены в моделях мастерской AGD (г.Калининград). На снимках представлен вариант с кузовом фаэтон.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 07 февраля 2006 года          
Последняя редакция - 09 июля 2021 года