Разработанный для нужд РККА в 1931 году грузовой автомобиль повышенной проходимости ЯГ-10 почти сразу остался без двигателя – в том же 1931 году были прекращены поставки в СССР американских двигателей Hercules , которые уже устанавливались на грузовики Я-5 и предназначались также для комплектации ЯГ-10 с началом его серийного выпуска. Быстрое решение этой проблемы нашлось в переводе Я-5 на отечественные двигатели АМО-3 мощностью 60 л.с. (получившаяся машина получила обозначение ЯГ-3), а задел имевшихся в наличии двигателей Hercules был зарезервирован для установки на ЯГ-10. Однако и эта мера являлась недостаточной для удовлетворения потребностей Красной армии в тяжелых грузовиках повышенной проходимости.
В 1932 году НАТИ предложил свой вариант решения проблемы нехватки мощных двигателей – установка на шасси ЯГ-10 двух двигателей вместо одного. Годом позже, в 1933 году, институт изготовил и опытный образец такого грузовика, получивший обозначение 2М (нередко в литературе встречается также обозначение НАТИ-ЯГ-2М). Главным конструктором 2М являлся А.А. Липгарт. Также над 2М работали А Н. Островцов, П.Ф. Бромлей, П.С. Тарасенко, Б.М. Фиттерман, А.В. Раш, А.А. Душкевич, Е.Н. Шувалов, В.Г. Репин, П.В. Лабунский и другие сотрудники.
Автомобиль 2М получил два параллельно установленных под единым капотом двигателя от грузовика АМО-3 (в документах отражены как «двигатели ЗИС»). Каждый из двигателей через свою коробку передач и индивидуальную карданную передачу приводил свой задний ведущий мост. Радиаторов системы охлаждения также было два – по одному на каждый двигатель. Управление обеими коробками передач осуществлялось общим рычагом, переключение передач в КПП происходило одновременно, благодаря разработанной системе синхронизированного переключения.
После постройки машина прошла небольшую обкатку и даже была отправлена в пробег по маршруту Москва-Ярославль-Москва, который прошла «без особых повреждений». Разумеется, переход на двухмоторную схему сказывался негативно на стоимости машины и удобстве управления ею, сложнее стали обслуживание и ремонт грузовика. Но самое главное, надежность конструкции оставляла желать лучшего – проведенные весной-летом 1934 года испытания были завершены с неудовлетворительным результатом из-за невозможности добиться систематической безотказной и равномерной работы обоих двигателей и их разобщенных трансмиссий.
Дальнейшего развития работы по теме 2М не получили, однако попытки построить работоспособный двухмоторный грузовик впоследствии предпринимались. В частности, к двухмоторной схеме обратились конструкторы ЗИСа в 1943 году ввиду отсутствия достаточно мощных двигателей для полугусеничных артиллерийских тягачей ЗИС-АТ-8 и ЗИС-АТ-14. Впрочем, эти попытки также остались безуспешными по схожей причине – не удалось добиться синхронной работы двух двигателей и их трансмиссий. |