Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

СМЗ-НАМИ-086 "Спутник"

эскиз В. Молчанова

    Дальнейшим развитием сотрудничества НАМИ и СМЗ, после создания машин СМЗ С-4А и СМЗ С-5А, стало создание в 1961-1962 годах микроавтомобиля для инвалидов «Спутник». Автомобиль был создан группой инженеров НАМИ под руководством Б.М. Фиттермана. Главным конструктором проекта стал В.А. Миронов, дизайнеры — Э. Молчанов и В.Ростков. Со стороны Серпуховского мотоциклетного завода в разработке автомобиля принимали участие Р. Немцов, А. Петрунин, В. Кутков, В. Котов и другие. Кроме того, к работе привлекались сотрудники ЗиЛа и МЗМА.
    Созданный прототип, получивший индекс СМЗ-НАМИ-086, по многим узлам был унифицирован с серийной мотоколяской СМЗ С-3А, но отличался запоминающейся стильной внешностью и был оборудован электромагнитным сцеплением, что позволяло исключить из органов управления соответствующие элементы механического привода. В трансмиссия с электромагнитным сцеплением крутящий момент от двигателя к колесам передавался не за счёт трения, а силами магнитного притяжения частиц ферронаполнителя, расположенного между ведущими и ведомыми дисками. Привод сцепления был автоматизирован – водитель лишь вручную переключал передачи. Коробка передач была четырёхступенчатая, традиционной конструкции.
    Специально для «Спутника» в НАМИ был создан четырёхтактный рядный двухцилиндровый двигатель (497 см³, 15 л. с. при 4000 об/ мин). По существу, конструктивно он представлял собой «половинку» V-образного МеМЗ-965.
    СМЗ-НАМИ-086 был нацелен прежде всего на использование инвалидами, поэтому базовый вариант предусматривал ручное управление, но при этом в будущем предполагалась и возможность продажи «Спутника» в личное пользование обычным гражданам, для чего был разработан и вариант со стандартной схемой органов управления.
    Автомобиль получил независимую торсионную подвеску всех колес, при этом передняя — с двойными поперечными рычагами на двух продольных торсионных валах, задняя — на поперечных торсионах с продольно расположенными рычагами (впоследствии аналогичная была применена на мотоколяске СМЗ С-3Д). В рулевом управлении появилась безопасная рулевая колонка с карданным шарниром на рулевом вале. Кроме того, «Спутник» получил автономный отопитель с обдувом лобового стекла.
    Благодаря заднему расположению двигателя и конструкции передней подвески, конструкторы смогли достаточно удобно разместить водителя и переднего пассажира, обеспечив им удобную посадку с вытянутыми ногами. При этом кузов типа «купе» был спроектирован по схеме «2+2» (два полноразмерных места спереди и два «детских» места сзади) и не предполагал перевозку четырех взрослых человек.
    Выпуск СМЗ-НАМИ-086 планировалось развернуть на СМЗ, однако завод не располагал соответствующим штамповым оборудованием и поэтому для постановки на производство «Спутника» требовалась серьезная реконструкция предприятия. В конечном итоге «Спутник» так и остался опытным образцом, но его доработанное электромагнитное сцепление было внедрено на инвалидных модификациях ЗАЗ-966.



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К другим автомобилям СеАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 25 июля 2018 года          
Последняя редакция - 25 июля 2018 года