Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

автобус на базе ТБУ-1

ТБУ-1, пока еще в своей троллейбусной ипостаси

    Опытная эксплуатация первой собственной разработки завода имени Урицкого – троллейбуса ТБУ-1, экспериментальный образец которого был построен в 1955 году – выявила целый ряд недостатков машины, касающихся как удобства пользования троллейбусом, так и в её технической части. Всего в итоговом отчете было перечислено порядка шести десятков замечаний к троллейбусу, но, тем не менее, имевший в сравнении с МТБ-82Д более прогрессивную конструкцию ТБУ-1 в целом был рекомендован для выпуска установочной партии, при условии устранения отмеченных комиссией недостатков. Такие модернизированные троллейбусы получили наименование ТБУ-1А.
    Единственный изготовленный опытный экземпляр троллейбуса ТБУ-1 ждала необычная судьба. 04 апреля 1957 года вышло распоряжение Мосгорисполкома №1334 о передаче ТБУ-1 в распоряжение НАМИ: «… Согласно решению Государственного комитета Совмина СССР по новой технике №20-14 от 18.01.1957 и письма Минжилкомхоза РСФСР №М-08-1610 от 25.02.1957 о проведении работ по унификации конструкций автобусов и троллейбусов, выпускаемых промышленностью, улучшению кооперации в их производстве и целесообразности изготовления пробного образца унифицированной машины на базе троллейбуса ТБУ-1 с переоборудованием его в автобус и последующей передачи его в Управление пассажирского автотранспорта для опытной эксплуатации, передать Трамвайно-троллейбусному управлению один имеющийся троллейбус ТБУ-1 (без электрооборудования) на баланс Управления пассажирского автотранспорта по состоянию на 10.04.1957. Управлению пассажирского автотранспорта направить указанный троллейбус в НАМИ для переоборудования в автобус силами института, после чего провести его опытную эксплуатацию.» Таким образом, на базе троллейбусного кузова автомоторному институту предстояло построить макетный образец автобуса как для проверки самой концепции единого кузова для разных видов общественного транспорта, так и для решения частной задачи использования силового агрегата, состоящего из двух двигателей, поскольку достаточно мощные силовые агрегаты для таких целей промышленностью того времени еще просто не выпускались.
    Силовой агрегат построенного в 1958 году макетного образца автобуса в кузове ТБУ-1 состоял из двух двигателей ЗИЛ-164, автоматического сцепления и коробки передач ЯАЗ-200 с оригинальной пневмоэлектрической системой управления. Оба двигателя были размещены в вертикальном положении под полом салона с левой стороны автобуса. Такая компоновка потребовала обустройства двух специальных капотов над ними, поверх которых были установлены двухместные салонные пассажирские сиденья. По итогам испытаний вариант использования спаренных двигателей был признан в целом приемлемым к применению и впоследствии, на основании итогов этой работы, завод имени Урицкого построил свой автобус ЗИУ-6, с аналогичной компоновкой силового агрегата и унифицированный по кузову с троллейбусом ЗИУ-5.
    По окончании испытаний автобус на базе ТБУ-1 еще долгое время оставался в распоряжении НАМИ, где на нем сперва была опробована гидромеханическая автоматическая коробка передач НАМИ-035, а в 1960 году вместо спарки бензиновых двигателей был установлен опытный горизонтальный шестицилиндровый дизель НАМИ-019-6Г.


    Модель.


К другим автомобилям НАМИ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 15 мая 2024 года          
Последняя редакция - 15 мая 2024 года