Для Одесского автосборочного завода 1957 год стал годом максимального за прошедшее время его существования объема выпуска основной продукции – сборочный конвейер покинули 21 580 самосвалов ГАЗ-93А и ГАЗ-93Б. Но неожиданно в дело вмешался Председатель Мордовского Совнархоза Е.А. Веселовский – он был родом из Одессы и хорошо знал всю ее промышленность, а так как ему необходимо было развивать промышленность Мордовской АССР, он и предложил перенос производства самосвалов на Саранский механический завод (СМЗ, будущий САЗ). Безусловно, одного желания Веселовского тут было бы недостаточно – одной из причин переноса производства самосвалов была экономическая нецелесообразность ежегодной перевозки двадцати тысяч шасси с ГАЗа на ОдАЗ на расстояние ~1700 километров и возвращение обратно в Россию большей части готовой продукции. Куда логичнее было организовать производство самосвалов на газовских шасси ближе к Горькому.
Поскольку экономический расчет подтверждал разумность такого шага, то один объект производства в Одессе предстояло заместить каким-то другим и в том же 1957 году, в рамках обсуждения вопроса переноса выпуска самосвалов на шасси ГАЗ-51А, НАМИ предложил ОдАЗу разработать конструкцию полуприцепа-скотовоза для его выпуска вместо самосвалов ГАЗ-93А и ГАЗ-93Б. Важно отметить, что на тот момент в стране отсутствовало массовое производство специализированных полуприцепов-скотовозов, а перевозка скота в большинстве случаев осуществлялась в обычных бортовых грузовиках с нарощенными бортами. Тогда же ОдАЗом удивительно к месту было получено от Управления сельского хозяйства Винницкого Совнархоза рационализаторское предложение с описанием конструкции кузова полуприцепа-скотовоза, сделанное одним из водителей, работавших на перевозке скота и хорошо знавшего специфику такого рода перевозок.
Перенос выпуска автосамосвалов из Одессы в Саранск был утвержден совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №442 от 17 апреля 1958 года, которое помимо создания новых производств и утверждения типажа перспективных моделей и типов автомобильной техники, также определяло меры по специализации в автомобильной промышленности. Применительно к ОдАЗу это означало создание Специального конструкторского бюро по разработке прицепов, в середине 1960-ых годов превратившегося в Головное союзное конструкторское бюро по прицепам и рефрижераторам.
Деятельность СКБ ОдАЗ была разделена по направлениям, каждое из которых вела отдельная группа конструкторов. В частности, за разработку полуприцепа-скотовоза ОдАЗ-822 для работы с тягачами ЗИЛ-ММЗ-164АН и КАЗ-606 отвечала группа под руководством Г.И. Денисенко, к моменту прекращения производства самосвалов полностью подготовившая необходимую конструкторскую документацию для его производства.
Кузов ОдАЗ-822 имел металлический сварной каркас с деревянной обшивкой бортов и пола, брезентовую крышу и двустворчатую дверь сзади для погрузки и выгрузки животных. Внутри пространство кузова было разделено перегородками на три отсека. В передней части кузова имелось отделение для проводника, оборудование сиденьем, откидной лестницей и дверью. Опорное устройство полуприцепа имело механический привод. Полуприцеп был оснащен колодочными тормозами – с пневматическим приводом от систем тягача основные и с механическим приводом стояночный.
Выпуск самосвалов на ОдАЗе был прекращен с IV квартала 1959 года. И в том же году была изготовлена первая промышленная партия полуприцепов-скотовозов ОдАЗ-822 в объеме 70 единиц. Производство ОдАЗ-822 продолжалось до 1963 года, когда его сменил новый полуприцеп ОдАЗ-857 аналогичного назначения. Всего в 1959-1963 годах было выпущено 3 369 полуприцепов ОдАЗ-822.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Грузоподъемность, кг: 7000
Собственный вес, кг: 3500
Полный вес, кг: 10500, в том числе:
на опорно-сцепное устройство, кг: 4100
на ось полуприцепа, кг: 6400
Габаритные размеры, мм:
- длина: 8980
- ширина: 2520
- высота: 3350
Внутренние размеры кузова, мм:
- длина: 8940
- ширина: 2380
- высота: 1860
Площадь пола кузова, кв.м: 20
Погрузочная высота, мм: 1450
Расстояние от оси шкворня сцепного устройства до оси колёс полуприцепа, мм: 6820
Колея, мм: 1740
Размер шин: 9.00-20 или 260-20 |