После передачи в декабре 1951 года Горьковского завода автобусов в ведение Министерства промышленности средств связи (с одновременным его переименованием в Завод №642) для производства автобусов был перепрофилирован Завод автотракторного инструмента в г.Павлово Горьковской (ныне – Нижегородской) области. На ЗАТИ передавалось производство автобуса ГЗА-651 и санитарной машины ГЗА-653, а также наработки по автобусу вагонной компоновки ГЗА-652.
24 апреля 1952 года Совет Министров СССР своим постановлением №1983-756с «О мерах по размещению производства изделий бывшего Горьковского автобусного завода и Иркутского автосборочного завода на площадях Министерства автомобильной и тракторной промышленности» присвоил ЗАТИ наименование «Павловский автобусный завод им.Жданова» (ПАЗ) и утвердил план реконструкции ПАЗа с доведением к 1955 году объема выпуска до 10 тысяч машин ежегодно, включая четыре тысячи санитарных фургонов. На самом деле подготовка началась даже раньше – еще в начале 1952 года часть рабочих была командирована в Горький для изучения технологии автобусного производства, а уже с марта того же года на ЗАТИ началась реконструкция производственных зданий и монтаж оборудования, получаемого с ГЗА. Начало выпуска ГЗА-651 на ПАЗе устанавливалось вышеупомянутым Постановлением с IV квартала 1952 года, но уже 5 августа 1952 года началась сборка первых пяти автобусов ГЗА-651 из полученных из Горького машинокомплектов, а 17 августа готовые машины были продемонстрированы на VIII городской партийной конференции. Серийный выпуск, как и было предписано, был начат с октября 1952 года, но годовой план по выпуску автобусов не был выполнен – вместо запланированных 465 автобусов в сбыт было отправлено лишь 303 машины. Причинами этого стали как перебои с поставками комплектующих с ГАЗа (шасси, наружные панели глубокой вытяжки, элементы деревянного каркаса кузова, поскольку собственный деревообрабатывающий цех на ПАЗе еще отсутствовал и т.д.), так и неритмичная работа собственного прессового цеха ПАЗа. Первое время автобусы собирались постовым методом, но уже 24 мая 1953 года был запущен непрерывно движущийся конвейер и в дальнейшем, по мере разрешения проблем начального периода становления завода, выпуск автобусов был доведен до двух с половиной тысяч единиц в год.
Павловские ГЗА-651 были аналогичны своим горьковским прародителям, даже схема окраски первое время была та же. Тем не менее, машины постепенно менялись в ходе ежегодной модернизации. Если на первых порах на съемных боковых панелях капота еще оставался штампованный текст в две строки «Автозавод им. Молотова», прибывавший вместе с шасси, то уже вскоре на них появилась другая, в три строки надпись – «Павловский автобусный завод им. Жданова». На Горьковском автозаводе в начале 1950-ых годов впервые в CCCP была запущена автоматическая линия сварки колёсных дисков, которые стали шестиоконными – соответственно, и поставлявшиеся на ПАЗ шасси также стали комплектоваться такими дисками. В 1954 году появились новый щиток приборов и новый задний бампер из двух половинок взамен прежнего цельного, поменялось расположение габаритных огней на скатах крыши. В 1955 году пассажировместимость ГЗА-651 была увеличена до 20 сидячих мест за счет замены левого одноместного сиденья, расположенного позади водительского вдоль борта, двухместным. Также в этом году рабочее место водителя было оснащено противосолнечным козырьком и была изменена конструкция крепления кузова к раме. В 1956 году была улучшена герметизация дверей, вместо вакуумных появились электрические стеклоочистители, была внедрен новый передний бампер с горизонтальными усилителями.
В марте-апреле 1957 года ПАЗ-651А с металлическим каркасом кузова полностью заместил на конвейере выпускавшийся до этого ГЗА-651 с деревянным каркасом. |