.
ОАО "Павловский Автобуc" (ОАО "ПАЗ")
г.Павлово-на Оке

1932 год     Павловский автобусный завод – один из первенцев советских пятилеток. Когда в 1929 году в ВСНХ решался вопрос о строительстве в Нижнем Новгороде автозавода, неизбежно потянулась цепочка к созданию заводов-смежников, как их тогда называли. В число таких предприятий вошел и Павловский завод автотракторных инструментов (ЗАТИ). 5 августа 1930 года на северной окраине города Павлово заложили первый камень будущего производства, а уже в 1932 году ЗАТИ был включен в список действующих, став на долгие годы спутником ГАЗа.
    Удобное расположение коммуникаций (крупная река, только что построенная железная дорога и проходившая через город автотрасса на Муром), крепкие традиции металлистов (село еще в дореволюционные времена славилось своими кустарными промыслами), наличие достаточных людских ресурсов (по переписи 1939 года в г.Павлово насчитывалось 45 тысяч жителей, а всего в районе жило более 100 тыс. человек) – вот аргументы в пользу принятого руководством страны решения.
    Через 20 лет завод пережил второе рождение. В 1952 году с ГЗА (Горьковский завод автобусов) на ЗАТИ было передано производство автобуса ГЗА-651 и санитарной машины ГЗА-653, выпускавшихся на шасси грузовика ГАЗ-51. Это решение не было случайным. Расширенные в годы войны мощности «просились под загрузку». Кроме того, еще в 1935 году четверо работников ЗАТИ (заводские умельцы Ильин, Куликов, Мамыкин и Трошин) самостоятельно изготовили автобус на шасси грузового автомобиля (увы, фото не сохранилось). И павловцы поехали в министерство…
    Датой рождения автобусного производства можно считать 24 апреля 1952 года, когда Совет Министров СССР своим постановлением утвердил план реконструкции ЗАТИ на программу выпуска до 10 тыс. машин в год. 5 августа 1952 года первые пять автобусов ПАЗ-651 вышли из заводских ворот.
    Главным конструктором ПАЗа назначили одного из создателей легендарной «Победы» М-20, лауреата Государственной премии (тогда она называлась Сталинской) Юрия Наумовича Сорочкина. Его творческий потенциал был реализован на ПАЗе в полной мере, на многие годы заложив серьезнейшую базу для развития. Смелые идеи, неожиданные решения, постоянное совершенствование процесса проектирования и создания новых моделей привлекали творчески активных людей. Уже через два года был создан опытный образец автобуса с металлическим каркасом кузова, в 1956 году – первая экспериментальная машина вагонной компоновки с несущим кузовом, прототип будущего ПАЗ-652, который запустят на конвейер в 1958 году.
    Параллельно с выпуском базовой машины завод разрабатывал и осваивал в производстве специализированные автомобили, максимально унифицированные с основной моделью. В 1963 году на конвейер поставили модернизированный автобус ПАЗ-652Б, а еще через пять лет, в 1968 году, впервые в мировой практике автомобилестроения, без остановки конвейера был совершен полный переход производства на новую машину ПАЗ-672. Выпускавшаяся в течение двадцати одного года, модель ПАЗ-672 завоевала огромную популярность среди водителей. На ее базе были созданы модификации полноприводного автобуса, автобусов в северном и тропическом вариантах, авторефрижератор, лаборатории на колесах и передвижные телевизионные станции.
    К середине 60-х творческий размах конструкторов и дизайнеров ПАЗа достиг, пожалуй, своей наивысшей точки, воплотившись в автобусах ПАЗ-665T и ПАЗ-8,5 (более известный в широких кругах как ПАЗ-Турист-Люкс), с успехом проехавшим по дорогам Европы и завоевавшим награды на традиционных автобусных фестивалях в Ницце в 1967 и 1969 году.
    В 70-е годы была предпринята попытка перейти на выпуск принципиально иной машины, с пневмоприводом тормозов, более надежными агрегатами ходовой части, в основном, на базе узлов ЗИЛа, но начавшаяся подготовка производства модели ПАЗ-3203 (продолжавшая конструктивные идеи ПАЗ-665) не встретила поддержки в министерстве автомобильной промышленности. В итоге новая базовая модель ПАЗ-3205 пришла на конвейер с большим запозданием - только в 1989 году. И снова пазовцы запустили машину в производство без остановки главного конвейера.
    В процессе выпуска ПАЗ-3205 претерпел значительные конструктивные изменения, в первую очередь, по тормозной системе. С пневмогидравлической перешли на полностью пневматическую, появились антиблокировочная система, вспомогательная износоустойчивая система торможения, значительные изменения коснулись электросхемы автобуса, аварийной двери и т.д. На сегодняшний день в модельной линейке ПАЗа более трех десятков модификаций базовой модели ПАЗ-32053. 2005 год
    В России нет, наверное, другого производителя автобусов, который за свою историю выпускал бы автобусы всех классов - от особо малых до больших, не создав, разве что, особо большого. В тяжелейшие для страны 90-е годы прошлого века ПАЗ сумел выстоять, сохранив достаточно большой выпуск автобусов. Более того, тогда же были созданы мощности по производству больших и средних машин. Это знаменитая ПАЗ-4230 «Аврора», 10-ти и 12-метровые автобусы на шасси фирм «Автосан», «Вольво» и КАМАЗ.
    Государство высоко оценило заслуги пазовцев. В 1971 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1982 – орденом Знак Почета.
    В 2000 году на заводе произошла смена собственника. ПАЗ стал частью принадлежавшего концерну «Сибал» холдинга «Русавтопром», в который вошли и остальные ведущие автобусные заводы России: ЛиАЗ, КАвЗ, ГолАЗ. Основой холдинга стал автогигант ГАЗ. На сегодняшний день холдинг так и именуется: «Группа ГАЗ». Объединение родственных производств снова привело к разделению моделей. Длинномерные автобусы ушли с ПАЗа, в холдинге их закрепили за ЛиАЗом, "Аврору" передали на КАвЗ, но появились новые модели. Выпускается микроавтобус на базе фургона «Форд-Транзит» (проект 3030), на конвейер поставлен первый отечественный низкопольный автобус малого класса ПАЗ-3237, идет отработка машины ПАЗ-3204. Основной же моделью завода остается ПАЗ-32053 и его удлиненная модификация ПАЗ-4234.
    В 2007 году завод отпраздновал свое 75-летие, причем праздник совпал с выпуском 600-тысячного автобуса. Постоянно наращивается выпуск машин, постепенно приближаясь к рекордной отметке в 17 тысяч, установленной еще в советские времена. Как и прежде, завод – лидер на рынке автобусов России, его доля в общем выпуске составляет почти 80%.


    К продукции ПАЗ:

Прицепы и
полуприцепы
ПАЗ-658 ПАЗ-740 ПАЗ-742 ПАЗ-742Б ПАЗ-743 ПАЗ-744 ПАЗ-744А
ПАЗ-744Б
ПАЗ-746 ПАЗ-750
ПАЗ-750А
мотоприцеп "Енот" мотоприцеп "Лидер"
.
Модель 651
и ее семейство
ГЗА(ПАЗ)-651
ПАЗ-651А
ПАЗ-651В ПАЗ-651Г ПАЗ-651Ж ПАЗ-653 ПАЗ-654 ПАЗ-655 ПАЗ-657 ПАЗ-659
ПАЗ-659А
ПАЗ-659Б
лаборатория
ПАЗ-661 ПАЗ-661Б
Индивидуальные заказы
на базе серийных
машин:
передвижной
птицеперерабатывающий
комплекс
ПАЗ-663
"Мытищи"
Опытные машины
на шасси
ГАЗ-52/ГАЗ-53
ПАЗ-671 ПАЗ-671А ПАЗ-671Г ПАЗ-675
.
Модель 652
и ее семейство
Опытные образцы
семейства ПАЗ-652
ПАЗ-652 ПАЗ-652Б ПАЗ-652Л ПАЗ-652Т
.
Модель 672
и ее семейство
Опытные образцы
cемейства ПАЗ-672:
1-ый опытный ПАЗ-672 2-ая серия опытных
ПАЗ-672 и ПАЗ-672Т
3-я серия опытных
ПАЗ-672 и ПАЗ-672Т
ПАЗ-672A
на арочных шинах
ПАЗ-672A
экскурсионный
ПАЗ-672Д ПАЗ-3202
(1973 год)
ПАЗ-3202М
ПАЗ-672 ПАЗ-672Б ПАЗ-672Г ПАЗ-672Ж ПАЗ-672M ПАЗ-672С ПАЗ-672Т ПАЗ-672У
ПАЗ-672УМ
ПАЗ-672Ю
ПАЗ-3201 ПАЗ-3201С
ПАЗ-320101
ПАЗ-320101
ПАЗ-3742 ПАЗ-37421
коммерческие шасси ПАЗ-672В ПАЗ-672ВЮ ПАЗ-320107
Индивидуальные заказы
на базе серийных
машин:
ПАЗ-672ТЛ ПАЗ-3916
олимпийская
серия
ПАЗ-672УМ
олимпийская
серия
ПАЗ-320101
олимпийская
серия
ПАЗ-320101
УПП
ПАЗ-320101
ПС
.
Серия
ПАЗ-665/ПАЗ-3203
ПАЗ-665 ПАЗ-665T ПАЗ-3203
1973 год
ПАЗ-3204
1973 год
ПАЗ-32031 ПАЗ-32033
.
Серия 8,5 - 3202 (1970г) ПАЗ-Турист-люкс 8,5 ПАЗ-3202
1970 год
ПАЗ-672К ПАЗ-8,5Т
"Турист"
ПАЗ-3203
1971 год
.
Модель 3205
и ее семейство
Опытные образцы
cемейства ПАЗ-3205:
первый
опытный
ПАЗ-3205
ПАЗ-3205
второй
опытной
серии
ПАЗ-32051 ПАЗ-32052
маршрутка
первый
опытный
ПАЗ-3206
ПАЗ-3205T ПАЗ-320501 ПАЗ-3205
представительский
ПАЗ-3798
ПАЗ-37981
ПАЗ-3975
ПАЗ-3205 ПАЗ-32051 ПАЗ-3206 ПАЗ-320507 ПАЗ-3205-10 ПАЗ-3205-30 ПАЗ-3205-40 ПАЗ-3205-07
ПАЗ-3205-70
ПАЗ-32053 ПАЗ-32054 ПАЗ-32053-20 ПАЗ-32054-07 ПАЗ-32053-50
ПАЗ-32053-50П
ПАЗ-32053-60 ПАЗ-32054-50
ПАЗ-32054-50П
ПАЗ-32054-60 ПАЗ-32053-70
школьный
ПАЗ-32054-70
школьный
ПАЗ-3206-20 ПАЗ-3206-50 ПАЗ-3206-60 ПАЗ-3206-70
школьный
ПАЗ-3206-80
.
Средние
автобусы
ПАЗ-4223 ПАЗ-4228
Семейство
"Аврора"
ПАЗ-4230 ПАЗ-4230-01 ПАЗ-4230-02 ПАЗ-4230-03 ПАЗ-4230-70
школьный
ПАЗ-4234 ПАЗ-423401 ПАЗ-423402 ПАЗ-423403 ПАЗ-4234-70
школьный
.
Большие
автобусы
ПАЗ-5269 ПАЗ-5271 ПАЗ-5272 ПАЗ-52721
.
Низкопольные
автобусы
ПАЗ-3237 ПАЗ-3237-01
ПАЗ-3237-03
ПАЗ-3237-01C1
ПАЗ-3237-01C2
ПАЗ-3010
"Сити"
.
Особо малые
автобусы
ПАЗ-3030 ПАЗ-2235
.
Малые городские
автобусы серий
ПАЗ-3203/ПАЗ-3204
ПАЗ-3202
"Валдай"
ПАЗ-3203
2004 год
ПАЗ-3204
2004 год
.
Совместные
проекты
ПАЗ-Real ПАЗ-MAN ПАЗ-Ernst Auwerter
.
Экспериментальные
машины
ПАЗ-32ХХ ПАЗ-7920 ПАЗ-5272-40 "Арктика"
вахтовый

Страницы этого раздела подготовлены с использованием материалов Владимира Богданова (г.Павлово-на-Оке).

К общему списку моделей                На Главную страницу