ОАО "Павловский Автобуc" (ОАО "ПАЗ")

ПАЗ-651А

Кузова ПАЗ-651А на сборочном конвейере
1957 год

    В 1957 году на смену ГЗА-651 пришла более прогрессивная модель – ПАЗ-651А. Необычной оказалась причина появления на свет новой модели – использование дерева как основы кузова существенно снижало возможности предприятия по увеличению объема производства ГЗА-651. Если план по выпуску народнохозяйственной продукции в 1955 году был выполнен заводом на 89%, то план следующего года, по предварительным расчетам заводских специалистов, выполнялся уже не более, чем на три четверти – узким местом в производственной цепочке являлись сушильные камеры деревообрабатывающего цеха, которые физически не могли давать больше продукции. В отсутствие ассигнований на реконструкцию деревообрабатывающего цеха, разумным выходом из сложившейся ситуации виделся переход на изготовление каркаса кузова из металла. Работы по проектированию таких машин были начаты еще в 1954 году и в 1954-1955 годах были построены два опытных образца с металлическими каркасами кузова – ПАЗ-651А и ПАЗ-651В, при этом вторая модель дополнительно получила крышу, изготовленную с применением точечной сварки, а не на заклепках.
    Основой конструкции металлического каркаса стали детали Ω-образного профиля из тонколистовой низкоуглеродистой стали, имевшие достаточную прочность при малом весе. Внедрение цельнометаллического кузова потребовало полного пересмотра существовавшей на заводе технологии изготовления автобуса и заняло два года – первый каркас кузова с металлической боковиной прошел по конвейеру лишь 9 февраля 1957 года, а полностью на изготовление цельнометаллических кузовов ПАЗ перешел в марте-апреле того же года. Сварка деталей и узлов каркаса потребовала создания специализированного участка, где первоначально и готовился кузов. Благодаря достигнутому уменьшению веса каркаса кузова (деревянный весил больше металлического!) вместимость ПАЗ-651А была увеличена до 25 пассажиров, включая прежние 20 мест для сидения.
    Хотя конструкция автобуса была радикально пересмотрена относительно ГЗА-651 (в наименовании новой модели даже появилась аббревиатура Павловского автобусного завода, однозначно указывавшая на авторство разработки и калькодержателя), на взгляд рядового пассажира, ПАЗ-651А практически не претерпел особых изменений: внутренняя облицовка салона по-прежнему выполнялась из многослойного картона, те же двухместные сиденья устанавливались на покрытый фанерой пол, пассажирская дверь открывалась водителем вручную с помощью рычажного механизма, отопление салона отсутствовало. Правда, у ПАЗ-651А, в отличие от ГЗА-651, появилась вентиляция салона, воздухозаборники которой были смонтированы на крыше – два приточных спереди и один вытяжной сзади, в салон воздух подавался через розетки в потолке. Внешность же ПАЗ-651А практически не менялась в течение всех лет выпуска – из внешних изменений можно упомянуть разве что отказ примерно в 1958 году от "победовских" указателей поворотов под ветровым стеклом на передней панели кузова и переход в 1959 году на навеску задней двери на двух петлях вместо трех.
    В 1958 году техническая документация на ПАЗ-651А была передана для освоения автобуса в производстве на созданный в том же году Курганский автобусный завод (ранее – завод №673 Управления металлообрабатывающей промышленности Курганского совнархоза, еще ранее – предприятие п/я А-1852 Министерства оборонной промышленности СССР) и до июня 1961 года выпуск этих автобусов велся параллельно двумя предприятиями.
    На Павловском автобусном заводе выпуск всех машин 651-го семейства был свернут в июне 1961 года в связи с необходимостью расширения выпуска автобусов семейства ПАЗ-652. Но на КАвЗе выпуск КАвЗ-651А, а затем КАвЗ-651Б, являвшихся прямыми наследниками еще горьковского ГЗА-651, продолжался до 1973 года.
    С 1952 по 1961 годы Павловским автобусным заводом всего было выпущено 32.077 автобусов ГЗА-651 и ПАЗ-651А (включая специальные комплектации) на шасси ГАЗ-51И.



    В 2014 году брендом Dip-models была выпущена модель ПАЗ-651А в трёх разных вариантах окраски. Первым был предложен коллекционерам классический сине-белый автобус одного из ярославских предприятий (надпись на аншлаге над кабиной – «Заказной»), а уже в июле на полки модельных магазинов поступил второй вариант – выразительного зеленого оттенка с зеленоватой же верхней частью кузова, копировавший сочинский рейсовый автобус, ходивший по маршруту «Вокзал – Старая Мацеста». Тиражи этих двух вариантов производителем не объявлялись.
    Наконец, в августе 2014 года вышел лимитированным тиражом 420 экземпляров третий вариант ПАЗ-651А – сине-белый автобус, отличавшийся от ранее вышедшего аналогичного сине-белого выделенным хромом молдингом по верху юбки кузова, фотографией В.И. Ленина в маршрутоуказателе и надписями там же «Автобаза» и «Служебный» (на фото справа).


    Еще один вариант модели ПАЗ-651А увидел свет в июне 2024 года – брендом Dip-models на использованных десять лет назад формах в количестве 264 экземпляров была выпущена модель агитационного автобуса МВД СССР на базе ПАЗ-651А, эксплуатировавшегося в Ростове-на-Дону с 1958 года. Помимо оригинального салона, включающего в себя столы и настольные лампы, модель также получила громкоговорители-колокольчики на крыше. Наиболее же оригинальной и приятной для коллекционеров особенностью этой модели стал съемный утеплитель капота – теперь модель могла немного кастомизироваться на полке, в зависимости от предпочтений или настроения ее владельца.


К другим автобусам марки "ПАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 17 декабря 2008 года          
Последняя редакция - 26 июня 2024 года