ОАО "Павловский Автобуc" (ОАО "ПАЗ")

ПАЗ-656

Единственный известный на сегодня эскиз первого варианта автомобиля вагонной компоновки на базе ГАЗ-69, выполненный В.И. Арямовым
Обращают на себя буквы ПАЗ на боковой панели за водительской дверью, однозначно указывающие, для кого проводилась эта работа

    Утвержденный 12 сентября 1951 года постановлениями Совета министров СССР №3440-1595сс и №3456-1604сс План опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по автомобильному направлению на 1951-1953 годы предусматривал среди прочего и создание в интересах Военного министерства СССР «санитарного автомобиля на базе ГАЗ-69» (тема №22). В ноябре того же года был определен и исполнитель работ по этой теме – Горьковский автобусный завод (ГЗА). Однако, работы по этой теме на ГЗА не начались, поскольку уже 22 декабря 1951 года Горьковский автобусный завод был передан в подчинение Министерству промышленности средств связи с соответствующим изменением профиля предприятия.
    Автобус ГЗА-651 и санитарный автомобиль ГЗА-653, выпускавшиеся на Горьковском автобусном заводе, постановлением Совета министров СССР №1983-756с от 24 апреля 1952 года «О мерах по размещению производства изделий бывшего Горьковского автобусного завода и Иркутского автосборочного завода на площадях Министерства автомобильной и тракторной промышленности» передали на Завод автотракторного инструмента (ЗАТИ) в г. Павлово Горьковской (ныне – Нижегородской) области. Этим же постановлением ЗАТИ было присвоено новое название – «Павловский автобусный завод им. Жданова» (ПАЗ) и утверждён план реконструкции ПАЗа с доведением к 1955 году мощности выпуска до 10 тысяч автобусов ежегодно, включая 4000 санитарных машин.
    Чуть позже на ПАЗ передают и разработку санитарки на шасси ГАЗ-69. Согласно книге Сергея Арбузова «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки», проект технического задания и схему компоновки машины разработали в Павлово уже в конце 1952 года. На основании этих документов в декабре 1952 года были разработаны и согласованы с военными тактико-технические требования. В 1953 году Межзаводское бюро стандартизации присвоило автомобилю индекс ПАЗ-656. В сопровождающей карточке указано, что компоновка машины – «вагонная», а назначение – «санитарное». 25 февраля 1954 года Министерство машиностроения приказом №40с утверждает график работ санитарной машине на базе ГАЗ-69. 16 марта того же года аналогичный приказ выпускает и Главное управление автомобильной промышленности, фактически выполнявшее в составе Министерства машиностроения СССР функции министерства автомобильной промышленности. Этими документами на ПАЗ возлагается обязанность разработать санитарный автомобиль и унифицированный с ним промтоварный фургон на шасси ГАЗ-69. Эскизно-технический проект нужно завершить во II квартале 1954 года, два образца санитарки для заводских испытаний изготовить в IV квартале 1954 года; три автомобиля для межведомственных испытаний – в январе 1955 года. Межведомственные испытания предполагалось провести в III квартале 1955 года.
    На этом этапе к работам над ПАЗ-656 подключился НАМИ. Его молодой сотрудник Владимир Иванович Арямов (недавний выпускник Московского автомеханического института, зачисленный в штат НАМИ 4 февраля 1953 года) предлагает в 1954 году в рамках работ по теме «Специализированные автомобили, прицепы и полуприцепы для перевозки продовольственных товаров и промышленных товаров народного потребления» свой вариант будущей «буханки». А 5 сентября 1954 года решением Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения проект санитарного автомобиля на базе ГАЗ-69 передается Государственному союзному заводу №852, входящему в структуру этого же министерства. Это бывший Ульяновский автомобильный завод им. Сталина, который Постановлением Совета Министров СССР №2377-1134 от 27 ноября 1954 года переименовывают в Ульяновский автомобильный завод. Этим же документом предприятию передают выпуск внедорожников семейства ГАЗ-69, на базе которых и проектировался санитарный автомобиль. Именно на УАЗе ПАЗ-656 превратится в серийный санитарный автомобиль вагонной компоновки УАЗ-450А и в промтоварный фургон УАЗ-450.


Подготовлено по материалам книги Сергея Арбузова «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки. Хронология разработки моделей УльЗИС-НАТИ, УльЗИС-253, УАЗ-300, УАЗ-302, УАЗ-450, УАЗ-462. Эвакуация МосЗИСа. История НАЗа. 1941–1958»



    Модель.


К другим автобусам марки "ПАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 26 февраля 2025 года          
Последняя редакция - 26 февраля 2025 года