Путиловский завод / Красный Путиловец / Кировский завод

ЯСП

    В 1920-1930-ых годах основными способами повышения проходимости автомобилей являлись увеличение количества ведущих осей или применение гусеничного движителя вместо колесного. УММ РККА уделяло большое внимание созданию машин повышенной проходимости и регулярно ассигновало денежные средства на создание разного рода опытных конструкций с целью отбора наилучших вариантов для запуска их в серийное производство. Так, в 1931 году по заказу УММ РККА конструкторское бюро завода «Красный Путиловец» (будущий Кировский завод, затем Петербургский тракторный завод) начало работы по созданию полугусеничного артиллерийского тягача на базе серийного пятитонного грузовика Я-5.
    Уже в марте 1932 года НТК УММ РККА, ввиду значительной загрузки ленинградского завода различными заказами, в том числе и считавшимся более приоритетным проектом четырехосного грузовика повышенной проходимости, обратилось на ЯГАЗ с предложением взяться за разработку полугусеничного тягача вместо «Красного путиловца». Согласие ЯГАЗа на это было получено, а уже в апреле того же года УММ РККА предложило ЯГАЗу принять на себя разработку и четырехосного грузовика тоже, поскольку работы в этом направлении на «Красном путиловце» окончательно зашли в тупик. ЯГАЗу даже разрешалось отложить пока в сторону разработку полугусеничного тягача, отдав приоритет работам над четырехосным грузовиком. В конечном итоге, из проекта четырехосного грузовика в Ярославле родился ЯГ-12, а разработка полугусеничного тягача была продолжена «Красным Путиловцем» и им же был построен опытный образец, получивший название ЯСП.

    Для постройки ЯСП было использовано бывшее в эксплуатации шасси Я-5. Компоновка машины и конструкция гусеничного движителя были заимствованы у полугусеничного тягача Somua MCG-4. Рама шасси была укорочена на метр по сравнению со стандартным Я-5, а ведущий мост сдвинут вплотную к кабине и жестко закреплен на раме. Вперед были перенесены и рессоры задней подвески, но вместо заднего моста теперь к ним крепилась центральная труба гусеничной тележки. Крутящий момент передавался на гусеничную ленту за счет принудительного зацепления ведущими звездочками за гребни с ее внутренней стороны. Для улучшения зацепления за грунт, с наружной стороны гусениц были применены крепящиеся болтовыми соединениями к ленте прямоугольные металлические плицы-грунтозацепы с резиновыми башмаками поверх них. Резино-тканевые ленты для гусеничного движителя были изготовлены заводом «Промтехника». Сообразно новым габаритам, была укорочена и грузовая платформа – до 2 120 мм. В задней части рамы машины была установлена лебедка с тяговым усилием до 2,5 тонн, а в задней поперечине рамы смонтирован буксирный прибор. Поворот ЯСП осуществлялся за счет затормаживания гусениц одного борта, а также за счет поворота передних колес.
    Единственный опытный образец ЯСП был построен в январе 1934 года. Проект тяжелого полугусеничного арттягача не получил дальнейшего развития ввиду отсутствия достаточно мощного двигателя отечественного производства для него, а также из-за несоответствия качества резино-тканевых лент той поры предъявляемым к ним требованиям.


    Модель ЯСП была изготовлена в начале 2000-ых годов Анатолием Губских (г.Троицк, Челябинская область).


К другим автомобилям Путиловского завода               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 10 апреля 2024 года          
Последняя редакция - 10 апреля 2024 года