Алма-атинский ремонтно-кузовной завод

"Босоножка"

    Этот автобус (не имевший, кстати, официального обозначения - "Босоножка" является народным прозвищем) был создан на удлиненном шасси ГАЗ-51.
    Поскольку водитель сместился вперед, а агрегаты педали тормоза и сцепления остались на прежнем месте, был использован дополнительныи кронштейн с тягами, одной из которых довелось сыграть трагическую роль в судьбе автобуса. Автобус имел два варианта конструктивного исполнения. Первый был разработан под руководством главного конструктора ЦКБ Алма-атинского треста ремонтных предприятий Л.Сыроежкина, а второй, без какой-либо документации, был изготовлен на АРЕМКУЗе (Алма-атинском ремонтно-кузовном заводе). В серию пошел заводской конструкции недоработанный вариант автобуса. Однако, по итогам испытаний опытные автобусы на горных дорогах зарекомендовали себя вполне надежными, поэтому было принято решение об их серийном производстве.
    Автобусы вышли на маршруты и тут же получили у населения меткое прозвище "босоножка". Машины изготавливали поштучно (всего выпущено 30-35 шт) и по ходу дела совершенствовали. Был переделан багажник и изменена форма передней части (над водителем появилась часть крыши). Рама для большей прочности переклепывалась, гнутые детали кузова выколачивались по болванкам. Все остальное делалось из первых попавшихся материалов, нередко далеких от тех, что были заложены в конструкцию.
    Новый автобус был принят "на ура". Еще бы, ведь для посадки и выхода из "босоножки" не требовалось толкаться у единственной пассажирской двери, те, кто помоложе, залезали через не очень высокий борт практически со всех сторон.
    В ходе начавшейся регулярной эксплуатации открытых автобусов к первым машинам не было нареканий. Зато у последующих экземпляров возникли проблемы с тормозами. При езде по городу или порожняком на Медео все было как будто бы нормально, а по вечерам или в обеденное время, когда пассажиропоток возрастал, начинали "сдавать" тормоза.
    Испытательных стендов в ту пору не было, поэтому стали грешить на тормозную жидкость. На всякий случай ее забраковали и самолетом или пассажирской "скорой помощью" из России привезли новую. Залили в машины. Чуть-чуть лучше, но все равно не то.
    На самом же деле, удлинительная тяга тормозного механизма, сделанная из обыкновенной водопроводной трубы, при сжатии теряла продольную устойчивость и давала изгиб 6-7 см. В свою очередь кронштейн также изгибался поскольку у него были неправильно приварены ребра жесткости. Такая деформация происходила в пустом автобусе, стоящем на ровном месте а когда в него набивалось человек 50, то чтобы остановиться, водитель обычно давил на педаль что есть мочи.
    Как впоследствии выяснилось, водитель автобуса для того, чтобы лучше "дотормаживать", решил на пару ниток резьбы удлинить шток. А поскольку принцип действия был противоположным, чем у грузовика ГАЗ-51, то он не удлинял, а укорачивал тягу. Подвела и кондуктор, которая в кабине давила на тормоз, и когда педаль, окончательно провалившись, стала упираться в пол, на вопрос шофера из-под машины: "Ну как там педаль? Жестко?" - ответила: "Жестко, жестко". Посадив пассажиров, водитель пустил машину накатом, а потом, когда скорость достигла 70-80 км/ч, попытался тормозить, упершись педалью в пол, но безрезультатно. Ручной тормоз на такой скорости моментально сгорел. При попытке тормозить двигателем полетели коробка передач и сцепление. Когда автобус пронесся мимо остановки, у людей, стоящих ближе всех к дороге, ветром посдувало шляпы. Несмотря на то, что водитель был опытный, избежать столкновения не удалось. Ловушки вдоль дороги с Медео появились уже после этой трагедии.
    На одном поворотов машину занесло и ударило о дерево. Тополь срезало, как спичку. При ударе о второй тополь автобус, вернее то, что от него осталось, остановился. 8 человек скончались сразу, еще столько же - по дороге в больницу. Кондуктор, будучи беременной, не только выжила, но и потом благополучно родила.
    Остатки автобуса доставили на филиал АРО, а среди причастных так или иначе к эксплуатации "босоножек" был проведен "разбор полетов". Первый секретарь райкома Третьяков потребовал за каждого убитого посадить по одному человеку. Арестовали директора автопарка, зам. директора по эксплуатации, начальника колонны, взяли под стражу механика. Водитель был в больнице,а когда поправился, его также посадили. Главного инженера А.Т.Куликова (именно он обнаружил изгиб тяги) спасло то, что он, хоть и поздно, но пытался остановить эксплуатацию аварийных автобусов. Главному конструктору ЦКБ также удалось избежать скамьи подсудимых, так как серийные автобусы изготавливались не по его чертежам. "Босоножки" сняли с маршрутов, доработали и передали в - автопарки, обслуживающие продовольственные магазины, благо грузить в них ящики с овощами было намного легче, чем в грузовики ГАЗ-51. Там они через несколько лет и закончили свою короткую жизнь.
    Текст приведен по материалам этого сайта.



    Модель.


К другим малосерийным и экспериментальным автомобилям               К общему списку моделей                На Главную страницу