ОАО "ЗАВОД СПЕЦИАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ"
603600, г.Нижний Новгород, ул.Июльских Дней, д.1

    Предприятие образовано в 30-х годах ХХ-го века как кузовные мастерские при гараже транспортной конторы Горьковского Горпромторга. В то время мастерская занималась постройкой фургонов общего назначения и фургонов для перевозки хлеба на шасси ГАЗ-АА, а также прицепов-фургонов. В августе 1938 года мастерская получает статус Горьковского автокузовного завода Главснабторга. Во время Великой отечественной войны выпускал фургоны "Двина" и "Волга" для Наркомата электропромышленности СССР (скорее всего, кузова для радиостанций), а также ПАФ-2 (передвижные фотолаборатории) для ВВС и ВМФ СССР. После войны возобновлен выпуск промтоварных фургонов, в основном на шасси ГАЗ-ММ и ГАЗ-51. В конце 1950 года завод поменял подчинение и был переименован в Горьковский завод холодильного оборудования Главторгмаша, но вскоре ещё раз сменил название на более соответствующее выпускаемой продукции - Горьковский завод транспортного машиностроения (ГЗТМ).
    В 50-х годах ГЗТМ освоил выпуск ряда новых моделей фургонов различного назначения. В их числе фургона АВП-51 вагонной компоновки на шасси ГАЗ-51А. В 60-х годах ассортимент выпускаемой продукции на заводе значительно расширяется, появляются различные специализированные фургоны - мебельные, изотермические. В 1966 году ГЗТМ переименовали в Горьковский завод специализированных автомобилей Главспецавтотранса Министерства автомобильной промышленности (сокращенно ГЗСА). К концу 80-х годов ХХ века ГЗСА становиться ведущим предприятием в СССР по производству продуктовых и промтоварных фургонов. В эпоху становления рыночной экономики ГЗСА, переименованный в ОАО "Завод Специальных Автомобилей", с трудом смог приспособиться к новым экономическим условиям, потеряв почти полностью своё превосходство на рынке фургонов. Тем не менее, выпуск автофургонов в небольшом количестве здесь продолжается и в настоящее время.

    Подготовлено по материалу Олега Тимирязева "Строить фургоны - дело стратегическое" в газете "Биржа плюс Авто" №14 за 2001 год.


    К продукции ОАО "ЗСА":

АВП-51

Все страницы этого раздела подготовлены по материалам Максима Шелепенкова (г.Москва)


К другим малосерийным и экспериментальным автомобилям               К общему списку моделей                На Главную страницу