В 2006 году специалистами завода был построен автобус полностью из алюминиевого сплава, получивший обозначение «Волжанин-5270.06» «СитиРитм». Такое решение было выбрано заводчанами, поскольку затраты на антикоррозионную обработку кузова из стального листа с каждым годом эксплуатации увеличиваются, а в случае с алюминием подобные расходы исключены вовсе. Помимо этого снижение массы кузова (вес аллюминия значительно меньше стали) позволяет увеличить пассажировместимость (по массе) на 10 пассажиров и экономит до 12% топлива. В свою очередь, снижение нагрузки на узлы и агрегаты ходовой части дает возможность продлить ресурс подвески на 8%.
Кузов образован плоскими боковыми, а также передней и задней панелями с чуть заметной кривизной. Крыша тоже имеет едва заметный изгиб. Ветровое стекло состоит из трех плоских частей, две из которых боковые. Снаружи создается эффект плавного перехода от кабины к салону. Ветровое стекло разделено на две неравные части, в верхней высвечивается номер маршрута. Площадь остекления значительно увеличена. Характерные по эстетике декоративная металлическая решетка радиатора, размещенные горизонтально фары, указатели поворота и т. д. Отличиями задней части автобуса стали продольные вентиляционные прорези-"лувры" на торцевой и боковых поверхностях кузова и круглые светотехнические приборы, размещенные по вертикали.
Еще один важный прием, который впервые нашел свое воплощение – кратность шага сидений с внешними узлами и деталями интерьера - собирать машину с четкой симметрией значительно проще и дешевле. Завод впервые применил при сборке модульную технологию. Кузов состоит из отдельных, соединенных между собой частей, что позволяет унифицировать сборочные элементы и снизить расходы при изменении комплектации. Например, число дверей для модели 5270.06 не имеет особого значения: их можно как добавлять в уже готовую машину, так и изымать из нее. Из приведенных снимков видно, что автобус может быть как двух-, так и трехдверным. Кроме того, применение модульного каркаса позволяет существенно снизить уровни шума и вибрации от двигателя. Такая конструкция помогает избежать резонанса силовой установки. Раньше весь корпус обшивали цельным стальным листом, и вибрация работающего мотора автоматически распространялась на всю длину машины. Новая схема сборки гасит ее за счет того, что металл накладывается отдельно на каждый модуль.
12-метровый «Волжанин-527006» рассчитан на перевозку 104 человек (сидячих мест - 26). Уровень пола расположен на высоте 315-350мм над дорогой и лишь возле задней двери сделана дополнительная ступень. Напротив средней двери расположена просторная накопительная площадка, способная вместить детские или инвалидные коляски. Все сиденья выполнены в антивандальном исполнении и установлены на подиумах. Естественная вентиляция салона происходит благодаря поворотным форточкам в боковых окнах и через три люка в крыше.
Поскольку в низкопольном «СитиРитме» отсутствует место для инженерных коммуникаций (электрики, вентиляции и т. д.), эти системы разместили под потолком, для чего пришлось изменить его конструкцию. Конструкторы разработали подвесной вариант, внутри потолка проложена вся электропроводка и магистрали различных систем. Потолку пришлось придать форму арки. Бензобаки смонтированы в специальных подиумах над колесными арками. Так как силовая установка автобуса расположена несколько левее продольной оси кузова, потребовалось применить задний портальный мост со смещенным картером главной передачи.
В отлчие от модели 5270, у которой базовой комплектацией считались двигатель и коробка передач ЯМЗ, "СитиРитм-12" сразу проектировался с прицелом на экспорт - используемый рядный шестицилиндровый дизель Deutz BF 6M 1013 ECP мощностью 286 л.с. соответствует стандарту Еurо 3 (радиатор системы охлаждения двигателя расположен справа по ходу движения). Управление «Волжанином» в значительной степени облегчает автоматическая шестиступенчатая коробка передач Allison T 325. Примечательно, что ее можно перенастраивать, уменьшая, например, число передач до трех. Достигнутая плавность хода стала результатом работы зависимой подвески ZF, оснащенной пневматическими элементами. Для повышения активной безопасности применены АБС тормозов и противобуксовочное устройство компании Wabco. Рулевое управление ZF с четкой обратной связью позволяет без усилий контролировать поведение автобуса.
Многое из перечисленного унаследовал и усовершенствованный алюминиевый «СитиРитм», который в конце сентября 2006 года волжские автостроители с успехом демонстрировали на престижной автомобильной выставке IAA в Ганновере (выставлялся двухдверный вариант автобуса - фото1, фото2, фото3, фото5, фото6). Важно отметить, что VOLGABUS (именно под таким именем завод представлялся на выставке) был первым из российских производителей, которые отважились на такой шаг. Можно сказать, что автобус произвел фурор на выставке - российские производители автобусов Европе в диковинку. В пользу автобуса говорили и три тысячи километров, которые ему пришлось преодолеть по пути в Германию и качество сборки, приятно удивившее европейцев. Еще один несомненный козырь «Волжанина» – его стоимость. Выходя на западный рынок, волжский автобусный завод не намерен проводить демпинговую политику, однако и без нее цена «СитиРитма» значительно ниже той, что предлагают европейские предприятия за автобусы такого класса. Основная цель, которую поставила перед собой делегация «Волжанина» в Германии, найти и заинтересовать заграничных партнеров. «СитиРитм» серьезно заинтересовал словаков, немцев, итальянцев и португальцев. Несколько компаний из этих стран уже готовы заняться продвижением машины на рынках своих государств и стать официальными дилерами «Волжанина». А в начале 2007 года две машины предполагалось отправить на контрольную эксплуатацию в Гамбург и Дрезден.
Несмотря на внешнее сходство с предшественником, «начинка» экспортного варианта имеет ряд принципиальных отличий. Расход топлива в городском цикле движения оптимизирует не только двигатель Deutz TCD 2013L6 V4 (Еurо 4), но и автоматическая КП ZF-Ecomat E2 Plus 6 HP 502 С. Включенный в ее состав гидрозамедлитель в отличие от других аналогов максимально эффективен даже на малых скоростях от 5 до 30 км/ч, т. е. корректирует действия водителя практически с начала движения. Из новых компонентов стоит особо выделить и тормозную систему с цифровым управлением Wabco – EBS. Она частично заменяет общепринятые компоненты тормозных систем и расширяет возможности как АБС, так и противобуксовочной системы. Внедренное безынерционное электронное управление позволило несколько сократить тормозной путь, а за счет быстрого растормаживания значительно увеличивается срок службы фрикционных накладок тормозных колодок.
Все страницы этого раздела подготовлены по материалам Ильи Смирнова и по материалам официального сайта завода "Волжанин".
|