Конструктивным предшественником САЗ-2500 можно считать погрузчик корней в высадко-посадочные машины модели ПКВ-2,0, разработанный ГСКБ по сельхозмашинам (г.Киев) - в начале 60-х годов прошлого столетия этот погрузчик буквально штучно изготавливался в г.Белая Церковь на заводе "Автотрактородеталь имени 1-го Мая". Однако потребительские свойства погрузчика не в полной мере соответствовал запросам сельхозпроизводителей, особенно в части объема его платформы. Дело в том, что на погрузчике использовалась низкобортная платформа от самосвала ГАЗ-93А, имеющая объем 1,65 куб.м (с установленными надставными бортами – 2,4 куб.м), что не обеспечивало полного использования грузоподъемности автомобиля при перевозке основного груза – корнеплодов свеклы. Если учесть, что объемный вес свеклы равен ~0,65 т/куб.м, то грузовая платформа должна была бы иметь объем равный 3,1-3,2 куб.м.
Таким образом, существовала необходимость создания универсального самосвала сельскохозяйственного назначения, предназначенного для перевозки любых сельскохозяйственных грузов в течение всего года, а не только для сезонной перевозки и загрузки свеклы. Такой самосвал с предварительным подъемом платформы был разработан в 1962 году силами конструкторского отдела САЗ, возглавляемого Главным конструктором Л.С. Терентьевым. САЗ-2500 стал первым в СССР серийно выпускаемым самосвалом с предварительным подъемом платформы. Также важно отметить, что это была первая по-настоящему самостоятельная разработка молодого завода, запущенная в серийное производство - несмотря на отсутствие ряда важных для инфраструктуры производства объектов (еще отсутствовали компрессорная и электрическая подстанции, территория завода не была благоустроена должным образом – не было нормальных дорог, проездов, оборудованных площадок для шасси и готовых самосвалов из-за чего в непогоду подача шасси в цех сборки нередко была возможна только помощи гусеничных тракторов), осенью 1963 года на Саранском заводе автосамосвалов была изготовлена первая опытно-промышленная партия в количестве 100 штук. А в июле 1965 года новый самосвал экспонировался в Москве на ВДНХ, где проходил смотр сельскохозяйственных машин в павильоне «Механизация и электрификация сельского хозяйства».
Для САЗ-2500 использовалось шасси ГАЗ-51Д, на которое были смонтированы нижний и верхний надрамники, рычажный подъемный и опрокидывающий механизмы, платформа с надставными бортами и гидравлическая система, состоящая из цилиндров подъема и опрокидывания, коробки отбора мощности с шестеренным насосом НШ-32Л, маслобака, трубопроводов высокого и низкого давления и распределителя Р75-В2. Также на раме шасси силами САЗа монтировались держатель запасного колеса, инструментальный ящик и механическое опорное устройство.
Платформа САЗ-2500 имела объем 2,7 куб.м, а при установке деревянных надставных бортов, монтируемых на передний и боковые борта, ее емкость увеличивалась до 5,2 куб.м, что давало возможность полностью использовать грузоподъемность автомобиля при перевозке легковесных сельскохозяйственных грузов. Соответственно расширилась и сфера применения самосвала - САЗ-2500 предназначался уже не только для механизации загрузки корней свеклы в бункера высадко-посадочных машин, но и для загрузки навозоразбрасывателей, укладки навоза и других видов грузов в бурты высотой до 2,2 м, а также для работ по перевозке и механизированной разгрузке сыпучих сельскохозяйственных грузов, в том числе и без предварительного подъема платформы.
При проектировании платформы САЗ-2500 за основу была взята конструкция платформы ГАЗ-93Б. В результате платформы обеих самосвалов были между собой максимально унифицированы. При этом задний борт САЗ-2500 получил возможность открываться как на верхней, так и на нижней навеске, а для перевозки длинномерных грузов задний борт мог быть открыт на нижних петлях и подвешен на цепях в горизонтальном положении.
Предварительный подъем платформы САЗ-2500 осуществлялся за счет двух поршневых гидроцилиндров с диаметром поршня 110 мм и ходом в 250 мм. Рычажный опрокидывающий механизм платформы был максимально унифицирован с самосвалом ГАЗ-93Б и приводился в действие при помощи гидроцилиндра с диаметром штока 147 мм и ходом в 466 мм.
На САЗ-2500 использовалось механическое опорное устройство, представляющее собой две выдвижные стойки, изготовленные из труб прямоугольного сечения, выдвигаемые из поперечной балки, закрепленной на раме автосамосвала. После выдвижения стойки наклонялись на угол 45 градусов и фиксировались в этом положении фиксаторами (пальцами). При работе автосамосвала САЗ-2500 в комплексе с высадкопосадочными машинами, для улучшения условий подъезда опорное устройство рекомендовалось снимать. При этом, применение этого устройства было обязательным условием при разгрузке грузов, склонных к зависанию (силос, навоз и т.п.), с предварительным подъемом платформы, во избежание опрокидывания автомобиля.
Следует отметить, что при разработке САЗ-2500, учитывая особенности его конструкции, большое внимание было уделено устойчивости самосвала при разгрузке с предварительно поднятой платформой. Были проведены расчеты на устойчивость, результаты которых были подтверждены проведенными испытаниями – САЗ-2500 обладал достаточной устойчивостью при разгрузке легкосыпучих грузов в пределах установленной грузоподъемности на ровных площадках. Устойчивость самосвала обеспечивалась за счет небольшого угла ссыпания посадочного материала (свеклы), а также благодаря возможности опоры рамы автосамосвала на прикатывающие колеса высадкопосадочной машины ВПГ-4Б.
В 1966 году производство САЗ-2500 было прекращено в связи с освоением на тех же производственных площадях производства нового самосвала ГАЗ-САЗ-53Б с 3-х сторонней разгрузкой. Всего с 1963 по 1966 годы было выпущено 4383 самосвала САЗ-2500.
В том же 1966 году, конструктора завода приступили к разработке более совершенного самосвала с предварительным подъемом платформы САЗ-3502.
Текст - Сергей Леонтьев |