Саранский завод автосамосвалов / САЗ

САЗ-3504

    В марте 1974 года на основании плана опытно-конструкторских работ Глававтопрома начались работы по созданию грузовых автомобилей-самосвалов типа 4×2 с полезной нагрузкой 2,25 тонны (тема №23) и 2,4 тонны (тема №24). В результате, в соответствии с техническими заданиями, утвержденными протоколами ЗП-37.001.119-74 и ЗП-37.001.120-74 от 15 марта 1974 года, появились автосамосвалы САЗ-3503 и САЗ-3504. Уже 27 апреля были начаты предварительные (заводские) испытания опытных образцов автосамосвалов и 10 июня испытания были закончены.
    С 17 июля по 3 сентября 1974 года проводились приемочные испытания новых самосвалов. По их результатам самосвалы были признаны выдержавшими испытания и были рекомендованы для постановки на производство. Однако, было отмечено одно существенное несоответствие – опытные образцы самосвалов на 0,1-0,25 тонны не соответствовали по величине полезной нагрузки требованиям типажа грузовых автомобилей на 1971-1980 годы. В соответствии с утвержденным в Министерстве автомобильной промышленности СССР типажом грузовых автомобилей на IX и Х пятилетки, на смену «пятьдесят первому» должен был прийти усиленный грузовик с увеличенной на 20% (с 2,5 до 3 т) грузоподъемностью.
    Задача по постановке трехтонного автомобиля на конвейер выполнялась в два этапа. На первом этапе с 1 января 1975 года взамен ГАЗ-51А на конвейер должен был встать переходный 2,5-тонный грузовик модели ГАЗ-52-04, унифицированный по ряду узлов и агрегатов с более тяжелым ГАЗ-53А (это осуществилось в I квартале 1975 года, когда ветеран ГАЗ-51А уступил место на конвейере обновленному грузовику ГАЗ-52-04). Вслед за этим в активную фазу вошли и проектные работы по «трехтонке», включенные в план опытно-конструкторских работ Минавтопрома СССР на 1975-1980 годы. Перспективной разработке был присвоен индекс ГАЗ-3302. Выпуск опытно-промышленной партии новых грузовиков был запланирован на 1979 год. На базе этого автомобиля планировался выпуск самосвалов ГАЗ-САЗ-3506. Таким образом, самосвалы САЗ-3503 и САЗ-3504 являлись как бы переходными к самосвалу ГАЗ-САЗ-3506.
    Главное отличие самосвалов САЗ-3503 и САЗ-3504 (различавшихся между собой, в основном, конструкцией грузовой платформы и креплением запасного колеса) от своих предшественников заключалось в использовании шасси ГАЗ-52-02 нового семейства ГАЗ-52. Гидравлическое опрокидывающее устройство самосвалов САЗ-3503 и САЗ-3504 был полностью унифицировано. Привод осуществлялся от коробки отбора мощности, установленной на коробке передач. Базовое шасси ГАЗ-52-02 не комплектовалось КОМ и гидронасосом – этот узел изготавливался непосредственно на САЗе, при этом коробка отбора мощности была агрегатирована с насосом шестеренного типа. Для подъема кузова применялся гидроцилиндр поршневой (диаметр поршня 147 мм) одностороннего действия. Ход поршня составлял 466 мм. Максимальное рабочее давление в гидросистеме – 26 кгс/кв. см, объем гидросистемы – 10,5 литров. Платформа самосвалов поднималась на угол 48 градусов, время подъема с грузом – 15 секунд, опускания – 20 секунд. В гидросистеме был установлен новый предохранительный клапан, исключающий чрезмерные (свыше 20%) перегрузки при эксплуатации. Кроме того, в конструкцию САЗ-3503 и САЗ-3504 был введен задний металлический брызговик, защищающий задний фонарь и номерной знак от грязи.
    САЗ-3504, пришедший на смену ГАЗ-93А, был оборудован такой же низкобортной платформой объемом два кубических метра и мог перевозить 2,25 тонны строительных грузов. Запасное колесо у САЗ-3504 крепилось справа вертикально в держателе, расположенном на надрамнике между кабиной и передним бортом самосвальной платформы – делалось это силами САЗа, в том числе САЗом изготавливался и сам держатель запасного колеса.
    Главным фактором быстрого освоения производства самосвалов САЗ-3503 и САЗ-3504 явилась максимальная унификация самосвального оборудования новых самосвалов с самосвалами ГАЗ-93А и ГАЗ-93Б. В связи с использованием в новых самосвалах основных узлов самосвального оборудования от ГАЗ-93Б и ГАЗ-93А, проверенных по работоспособности опытом эксплуатации, стадия разработки технического проекта не осуществлялась. Уровень унификации самосвалов с моделями семейства ГАЗ-93 достигал 90,2%. По сравнению с самосвалами семейства ГАЗ-93, ресурс до первого капитального ремонта новых самосвалов увеличился с 85 до 145 тыс. км пробега. В результате этого, а также благодаря повышению средней величины полезной нагрузки, снижению затрат на техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт шасси ГАЗ-52-02 годовая экономия от ввода в эксплуатацию новых самосвалов составила 582 и 303 рубля для САЗ-3503 и САЗ-3504 соответственно по сравнению с ГАЗ-93Б и ГАЗ-93А. Кроме того, значительно улучшились условия работы водителя за счет более просторной, комфортабельной кабины.
    САЗ-3504 выпускался в среднем по 500 штук в год, и в основном поставлялся на экспорт. Основными регионами поставок были страны зоны влияния СССР, такие как Монголия, Иран, Ирак, Афганистан, Куба, Сомали, Сирия, Тунис, Конго, Уганда, Гвинея, Гана, Судан, Ливия, страны СЭВ и пр., но также поставки осуществлялись и в Пакистан, Китай, Йемен, Непал. Всего же САЗ-3504 поставлялся в 26 стран мира
    Экспортные САЗ-3504, в соответствии с ТУ 37.001.567-75, выпускались в следующих комплектациях:
    – 350406-0000010 (комплектация шасси 52-72-0001010) - автомобиль-самосвал САЗ-350406 в сборе для экспорта в страны с умеренным климатом (полная комплектация);
    – 350406-0000012 (комплектация шасси 52-72-0001012) - автомобиль-самосвал САЗ-350406 в сборе для экспорта в страны с умеренным климатом без пускового подогревателя двигателя;
    – 350407-0000010 (комплектация шасси 52-52-0001012) - автомобиль-самосвал САЗ-350407 в сборе для экспорта в страны с тропическим климатом без пускового подогревателя двигателя;
    – 350407-0000012 (комплектация шасси 52-52-0001013) - автомобиль-самосвал САЗ-350407 в сборе для экспорта в страны с тропическим климатом без пускового подогревателя, отопителя кабины, жалюзи радиатора и термостата.
    Самосвалы САЗ-3504, использовавшиеся внутри СССР выпускались в следующих комплектациях:
    - 3504-0000010 - автомобили-самосвалы в сборе с пусковым подогревателем двигателя;
    - 3504-0000012 - автомобили-самосвалы в сборе без пускового подогревателя двигателя.

    Всего из ворот САЗа вышло 138 164 самосвала семейства 3503/3504. Последние 76 самосвалов этого семейства были выпущены в 1983 году. Причина снятия с производства была проста – необходимо было увеличивать объем производства самосвалов ГАЗ-САЗ-53Б, а производственных мощностей на заводе не хватало. Да и самосвалы на шасси ГАЗ-52 перестали удовлетворять потребителей – они обладали слишком малыми грузоподъемностью и объемом платформы, а разгрузка осуществлялась только назад. После окончания выпуска самосвалов, запасные части к ним выпускались еще несколько лет – это гидроцилиндры и КОМ с насосами, но в 1988 году было свернуто и производство запчастей.

Текст - Сергей Леонтьев




    В 2014 году брендом DIP-models были выпущены модели САЗ-3504 образца 1975 года в двух вариантах окраски – серо-голубой из эксплуатации (артикул 105204) и полностью серый из предсерийной партии, предназначенной для Госиспытаний (артикул 105211):


К другой продукции САЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 11 июля 2007 года          
Последняя редакция - 10 января 2025 года