На основании Постановления Совета Министров СССР №936 от 31 августа 1960 года «О развитии специализированного транспорта» и плана развития и внедрения новой техники на 1962 год конструкторской службой САЗа был разработан эскизный проект на бортовой автомобиль с гидравлическим краном на шасси ГАЗ-52. Автомобиль предназначался для перевозки различных штучных грузов (ящики, бочки, рулоны и т.п.) и их механизированной загрузки и выгрузки. Гидрокран обеспечивал погрузку (выгрузку) грузов с уровня земли в люборе место на бортовой платформе.
Работы по данной теме началась в конце 1961 года. Именно тогда в план по новой технике Саранского завода автосамосвалов были внесены темы по созданию опытных образцов фургона и автомобиля с гидрокраном на шасси ГАЗ-52, а также фургона для перевозки мебели и самосвала грузоподъемностью 3,5 тонны на шасси ГАЗ-53Ф.
Однако, в соответствии с изменениями в Плане новой техники Мордовского Совнархоза от 26 октября 1962 года, дальнейшая работа по автомобилю с гидрокраном была перенесена на третий квартал 1963 года. При этом коренным образом был изменен базовый автомобиль – им стал ГАЗ-53Ф, поскольку ГАЗ-52 не пошел в серийное производство.
Приказом №20 от 18 января 1964 года по Саранскому заводу автосамосвалов были поставлены следующие задачи:
— в первом квартале 1964 года закончить разработку рабочих чертежей автомобиля с гидравлическим краном;
— изготовить два опытных образца в четвертом квартале 1964 года;
— провести в первом полугодии 1965 года заводские испытания, доработать конструкцию по результатам испытаний;
— изготовить два образца второй серии в третьем квартале 1965 г. и провести междуведомственные испытания в четвертом квартале того же года.
Автомобили должны были быть укомплектованы платформами от ГАЗ-51А, а для управления гидравликой крана применен гидрораспределитель Р75-В3. Управление гидрокраном должно было осуществляться с обеих сторон автомобиля гидрораспределителем установленным на раме крана.
В мае 1964 года Госкомитетом автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения были высказаны замечания по поводу затягивания сроков разработки самосвала с предварительным подъемом кузова с разгрузкой назад на шасси ГАЗ-53 (будущий САЗ-3502). В связи с этим, для выполнения более приоритетной задачи, сроки по теме автомобиля с гидрокраном сначала были перенесены на три месяца позднее, а затем и полностью сняты из плана новой техники на период 1964-1966 годов.
Производство автомобилей с гидрокранами на САЗе началось лишь 20 лет спустя - с 1984 по 1995 год завод выпускал малыми сериями бортовые автомобили-самопогрузчики модели 3918 с гидрокраном на шасси ГАЗ-53-12 и ГАЗ-3307.
Текст - Сергей Леонтьев |