Саранский завод автосамосвалов / САЗ

САЗ-Э797, САЗ-Э798, ММЗ-584Ж

Полуприцеп ММЗ-584Б с подкатной тележкой НИИАТ,
1959 год

журнал "Автомобильный транспорт"

Подкатная тележка НИИАТ,
осень 1959 года

Трактор ДТ-54 буксирует
полуприцеп ММЗ-584Б с
подкатной тележкой НИИАТ,
осень 1959 года

Трактор C-80 буксирует
полуприцеп ММЗ-584Б с
подкатной тележкой НИИАТ,
осень 1959 года

    В ноябре 1958 года, на основании Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС об обеспечении г.Москвы овощами, Научно-исследовательскому институту автомобильного транспорта (НИИАТ) было поручено разработать организацию автомобильных перевозок картофеля и овощей в Москву из совхозов Московского овощеводческого треста. При выполнении этого задания лабораторией грузовых автомобилей и автопоездов была изготовлена и испытана подкатная тележка, предназначенная для буксировки автомобильных полуприцепов типа ММЗ-584 (общий вес 10 – 11 тонн) тракторами ДТ-54 и С-80 по бездорожью с места сбора и хранения сельскохозяйственной продукции до дорог с твердым покрытием. В месте выезда с бездорожья на дорогу происходила передача полуприцепа с подкатной тележки, буксируемой трактором, на седельный тягач, который транспортировал полуприцеп далее к месту назначения.
    Использование подкатной тележки с полуприцепом при организации перевозок в условии смешанных дорог (дороги с твердым покрытием и бездорожье), вместо применяемых тогда санных поездов и спсоба буксировки трактором нескольких, сцепленных между собой автомобилей имело следующие преимущества:
    1. Возможность организации регулярной перевозки сельхозпродукции в период весенне-осенней распутицы с доставкой непосредственно с полей и хранилищ, расположенных в удалении от дорог с твердым покрытием.
    2. Устранялась промежуточная перегрузка, имеющая место при использовании тракторных санных поездов.
    3. Улучшались условия эксплуатации автомобилей-тягачей, так как они передвигались только по дорогам с усовершенствованным покрытием.
    Первые испытания подкатной тележки конструкции НИИАТ проводились 30 сентября – 1 октября 1959 года. Испытания проводились в совхозе «Майский» Московского треста овоще-картофелеводческих совхозов в районе станции Софрино Ярославской железной дороги. Трасса протяженностью 10 км (станция Ашукинская – д.Мураново – д.Луговая) представляла собой проселочную дорогу, покрытую жидкой грязью и водой в отдельных местах глубиной до 500 – 700 мм. Один из подъемов протяженностью 100-15 метров имел (в направлении движения груженого автопоезда) подъем, примерно 5-6%. Движение автомобилей по указанной трассе из-за плохих дорожных условий было невозможным. Перевозки осуществлялись тракторами ДТ-54 на специальных санях волоком с нагрузкой примерно 3 тонны. А в период наилучего состояния дороги трактором буксировались автомобили.
    На станции Анукинской тягач ЗиЛ-ММЗ-120Н был отцеплен от полуприцепа, на что потребовалось три минуты, затем подкатная тележка была зацеплена за трактором ДТ-54, который подвел тележку под полуприцеп. На сцепку тележки на тракторной тяге потребовалось семь минут. Порожний полуприцеп с подкатной тележкой буксировался трактором ДТ-54 в пункт загрузки (путь 10 км) со средней скоростью 5,0 км в час.
    В месте загрузки прицеп был загружен картофелем навалом в количестве примерно 7,2 тонны (определено по обмеру и с учетом контрольных перевесок). Кроме того, на полуприцепе разместилось еще пять человек. Таким образом, общая загрузка превысила номинальную (7 тонн) и составила, примерно, 7,6 тонн. Обратно, на станцию Анукинскую, автопоезд возвратился со средней скоростью 4,6 км в час. Трактор в основном двигался на 2 – 3 передачах, на отдельных участках на 4-й, а на некоторых подъемах на первой.
    При движении полуприцеп нередко имел значительные поперечные и продольные наклоны. Несколько раз прицеп имел большие боковые заносы. При движении на наиболее затрудненных участках колеса прицепа иногда блокировались грязью и прицеп двигался юзом. В процессе испытаний каких-либо поломок не произошло.
    По итогам испытаний были сделаны выводы, что подкатная тележка конструкции НИИАТ обеспечивала безотказную ее сцепку и расцепку, как с полуприцепом, так и с трактором, а также что мощность трактора ДТ-54 была достаточна для буксировки полуприцепа с подкатной тележкой, груженого до номинальной грузоподъемности, в весьма трудных дорожных условиях.
    Для более полного определения эксплуатационно-технических качеств подкатной тележки НИИАТом были проведены вторичные ее испытания. Испытания проводились все в том же в совхозе "Майский" Московской области с 12 по 23 октября 1959 года и включали в себя совместную работу автомобиля-тягача ЗиЛ-ММЗ-164Н и тракторов ДТ-54 и С-80 с автомобильным полуприцепом ММЗ-584. Груз (картофель и капуста) транспортировался на полуприцепе с полей совхоза до городов Москвы и Калининграда (Московской обл.) без перегрузки.
    За время испытания подкатная тележка прошла вместе с полуприцепом 80 км, в том числе 40 км пробега тележка работала с груженым полуприцепом общим весом 7,0-10,5 т. Полуприцеп буксировался трактором со средней технической скоростью 4,5 км/час по проселочным дорогам и бездорожью в условиях, исключающих самостоятельное движение автомобилей.
    Повторные испытания подтвердили выводы, сделанные ранее, а также было установлено следующее: для работы с полностью груженым полуприцепом достаточно было ДТ-54, более мощный С-80 был избыточным. Также при перевозке грузов с малым объемным грузом (капуста и т.п.) с целью более полного использования грузоподъемности необходимо наращивать борта. Тележка может быть изготовлена силами автохозяйства при использовании части рамы, рессоры и балки заднего моста списанных автомобилей ЗИС-150 и ЗИЛ-164. Вместо балки заднего моста автомобиля может быть использована ось полуприцепа МM3-584.


Прицеп САЗ-Э797

Подкатная тележка
САЗ-Э798

Прицеп Э797 в составе
полуприцепа ММЗ-584Ж и
подкатной тележки Э798

    В апреле 1962 года НИИАТ разработал «Технические требования на проектирование тележек под полуприцепы к тягачам ЗиЛ и МАЗ». Подкатные тележки предназначались для временного переоборудования полуприцепов ММЗ-584, ОдАЗ-784 и других к тягачам Зил и КАЗ, а также полуприцепов к тягачам МАЗ в прицепы. В качестве аналога предусматривалась подкатная тележка к полуприцепу МАЗ-5216 с трубчатым дышлом, шарнирно закрепленным на тележке.
    Поскольку к этому времени САЗ уже освоил производство полуприцепов ММЗ-584Б, то Постановлением Волго-Вятского Совнархоза №299 от 25 декабря 1963 года Саранскому заводу автосамосвалов был утвержден план по новой технике на 1964-1965 годы, в котором предусматривалось разработка технического проекта и рабочих чертежей подкатной тележки в первом квартале 1964 года. После изготовления двух опытных образцов во втором квартале того же года планировалось проведение заводских испытаний, доработка КД, изготовление еще двух образцов и междуведомственные испытания весной 1965 года.
    Впрочем, работы по данной теме были начаты на САЗе еще во второй половине 1963 года и уже к сентябрю было разработано Техническое задание на проектирование тележки СТЗ 12-00.147-63. В октябре 1963 года Центральным научно-исследовательским и конструкторским институтом топливной аппаратуры автотракторных и стационарных двигателей (ЦНИТА) проектируемым изделиям были присвоены следующие индексы:
        Э797 — полуприцепу ММЗ-584Б (грузоподъемность 7 тонн, полная масса 11 тонн) с подкаткой тележкой, дооборудованному подводом воздуха к тормозным камерам оси тележки и дополнительные ресивером.
        Э798 — тележке подкатной с седельно-сцепным устройством и тормозами с пневматическим приводом с нагрузкой на седло 4500 кг.
    Ведущим по данной теме был назначен инженер-конструктор Евгений Федорович Мартынов. Работа двигалась полным ходом и был разработан комплект рабочей конструкторской документации на прицеп САЗ-Э797, состоящий из подкатной тележки САЗ-Э798 и полуприцепа ММЗ-584Ж. Полуприцеп ММЗ-584Ж отличался от ММЗ-584Б наличием подвода воздуха к тормозным камерам подкатной тележки и установкой дополнительного ресивера.
    В этот период в Отделе главного конструктора завода автосамосвалов параллельно шла работа по нескольким темам, в том числе и более приоритетным - по созданию самосвалов с трёхсторонней разгрузкой и с предварительным подъемом на шасси ГАЗ-53. В связи с отсутствием необходимого количества людских ресурсов в ОГК, руководство завода высказало свое предложение о приостановке или полном прекращении работ по автомобилю с гидрокраном и по подкатной тележке.
    В результате, письмом №26/7-3/799 от 25 сентября 1964 года Управления автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Волго-Вятского совнархоза задание по созданию подкатной тележки из плана новой техники завода на 1964 было исключено. Е.Ф. Мартынов получил указание Главного конструктора Л.С. Терентьева весь материал по данной теме сгруппировать и сдать в архив. На этом была поставлена точка, и к данной теме САЗ более никогда не возвращался.

Текст - Сергей Леонтьев




    Модель.


К другой продукции САЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 10 апреля 2019 года          
Последняя редакция - 10 апреля 2019 года