Саранский завод автосамосвалов / САЗ

УАЗ-САЗ-2923
(макетное обозначение УАЗ-САЗ-3515)

    В бытность СССР номенклатура основной продукции Саранского завода автосамосвалов, в соответствии с утвержденным Госпланом типажом, состояла лишь из самосвальной техники на среднетоннажных шасси ГАЗ. Возможность расширять модельный ряд по своему усмотрению появилась у отечественных заводов лишь с переходом к рыночной экономике. Пользуясь этой возможностью, саранцы в первую очередб обратили внимание на ульяновский "головастик", который за три с лишним десятка лет на конвейере так и не обзавелся серийной самосвальной модификацией...
    21 апреля 1993 года на Ульяновском автозаводе состоялось совещание с участием «технарей» УА3а и САЗа, на котором было принято решение о начале работ по автосамосвалу на шасси УАЗ-3303-0001011. Оба завода в то время занимались поисками новых видов продукции, а потому данный союз был взаимовыгоден и обещал быть перспективным. Предполагалось, что основными потребителями легких полноприводных самосвалов станут зарождающиеся фермерские хозяйства и малые сельхозпредприятия. Протоколом совещания предусматривалась разработка конструкторской документации и изготовление в срок до 1 ноября 1993 года двух макетных образцов с последующими испытаниями и определением реального спроса.
    В июне этого же года техническими службами обоих заводов был утвержден перечень конструктивных требований к перспективному автосамосвалу, получившему рабочее (условное) обозначение УАЗ-САЗ-3515 (на фото вверху). Воплощение проекта в металле шло медленнее, чем намечалось, поскольку большинство элементов самосвального оборудования для «головастика» саранским конструкторам пришлось разрабатывать с нуля. Из крупных узлов в готовом виде удалось позаимствовать лишь кран управления от самосвала ГАЗ-САЗ-4509.
    По отдельным элементам получилось унифицировать с серийными изделиями гидроцилиндр подъема кузова (впоследствии он же был применен на автосамосвале ГАЗ-САЗ-3512 на шасси ГАЗели). А, к примеру, коробка отбора мощности оказалась полностью оригинальной. Кстати, для ее пристыковки в сборе с маслонасосом к верхнему люку раздаточной коробки пришлось предусмотреть специальный вырез в поперечине рамы «уазика». Тем не менее, в декабре первый макетный образец «головастика»-самосвала был закончен.
    Автомобиль получился весьма оригинальным, хотя и не в полной мере соответствовал согласованным техническим требованиям - в частности, отсутствовали съемные надставные борта, дуги и тент, не была предусмотрена возможность фиксации заднего борта в горизонтальном положении, иначе кренилось запасное колесо. Довольно необычно для того времени смотрелась сварная металлическая платформа с гладкими бортами, все усилительные элементы на которых скрывались с внутренней стороны. Разгрузка предусматривалась только на заднюю сторону, а потому боковые борта были установлены стационарно. В свою очередь, к переднему борту крепилась лавка для пассажиров. Для обеспечения безопасности при перевозке людей платформа в транспортном положении фиксировалась на надрамник с при помощи крюков-запоров, расположенных в ее передней части. Эти крюки тягами соединялись с валом запора заднего борта. Таким образом, при повороте этого вала одновременно открывались или закрывались и задний борт, и фиксаторы платформы. Подъем платформы осуществлялся при включенной задней передаче в КП и нейтральном положении рычага раздаточной коробки, а опускание производилось с улицы - рычагом на коромысле крана управления, расположенного на надрамнике. Существовала и «защита от дурака»: в гидравлическую схему подъемника был введен клапан блокировки, исключающий подачу масла в гидроцилиндр при закрытых запорах платформы.
    К тому времени сотрудниками отдела сбыта ОАО «САЗ» был проведен предварительный анализ спроса на самосвалы грузоподъемностью 0,8-1,5 т. Согласно смелому прогнозу, по состоянию на декабрь 1993 года потребность была оценена в 12-15 тысяч штук в год. Благодаря этому дальнейшим работам по теме легкого сельхозсамосвала на заводе был дан зеленый свет.


    По результатам изучения первого макетного образца самосвального «головастика» специалистами обоих заводов было решено внести несколько важных конструктивных изменений: разработать высокий передний борт, совмещенный с дугой безопасности, установить тент со съемным пространственным каркасом, уменьшить погрузочную высоту, перенести усилительную обвязку бортов наружу во избежание налипания груза на внутреннюю поверхность боковин кузова. Помимо этого, требовалось поработать над металлоемкостью самосвальной установки и компоновкой машины в целом. Эти пункты подразумевали необходимость максимально возможного смещения платформы вперед для оптимизации развесовки по осям, а также снижение собственной массы самосвального оборудования до 340-360 кг с целью сохранения фактической грузоподъемности на уровне 800 кг.
    Все это было отражено в Техническом задании ПТЗ 37.154.003-94, на основании которого весной 1994 года был изготовлен второй опытный образец автосамосвала. В соответствии с письмом НАМИ, за ним уже был закреплен новый официальный индекс «2923-0000010».
    Разница в платформах первого и второго образцов была видна невооруженным взглядом. У нового самосвала боковые борта были на 100 мм ниже, чем передний и задний. При этом задний борт, будучи откинутым на верхних петлях на 270°, ложился сверху на боковые борта и в таком виде мог представлять собой прилавок при использовании автомобиля в качестве передвижной торговой точки. Для увеличения объема платформы служили деревянные надставки для боковых бортов, а для зашиты груза от непогоды - тент с дугами, обеспечивающими высоту грузового отделения в 1700 мм. Для облегчения доступа в кузов предусматривалась специальная лестница, выдвигавшаяся из-под задней части платформы. Сохранилась и откидная скамейка на четырех человек, прикрепленная к переднему борту. Именно в таком виде автомобиль был сертифицирован в декабре 1994 года (ОТТС № РОСС RU.MT.02.E00279 до 31.12.1995) и после проведения полноценной подготовки производства запущен в серию.
    А двумя месяцами ранее на него был получен Патент на промышленный образец № 42730 «Автомобиль грузовой». Авторами разработки значились: со стороны УАЗа - технический директор Б.И. Новиков, главный конструктор В.Ф. Чирканов и начальник КБ В.А. Кузнецов, со стороны САЗа - главный инженер Е.В. Ларионов, главный конструктор М.А. Корнилов, начальники КБ Г.А. Большаков и Е.Ф. Мартынов.
    Массовым продуктом «головастики»-самосвалы из Саранска так и не стали. В 1995-2000 годах было выпущено всего лишь 76 товарных спецавтомобилей УАЗ-САЗ-2923, причем 67 из них было изготовлено в 1995 году. Видимо, сказались трудности с продвижением новинки на рынке. Мало разработать и освоить конкурентоспособную машину - ее еще нужно и продать, для чего соответствующим образом разрекламировать. Но о факте существования подобного минисамосвала большинство заинтересованных лиц в тот момент просто не узнали.
    В отсутствие же ожидаемых объемов продаж дальнейшие работы над самосвалами УА3-САЗ - в том числе создание версии повышенной грузоподъемности на длиннобазном шасси УА3-33036 - были заморожены. Ну, а что касается нескольких десятков собранных машин, то волею судьбы они оказались разбросанными практически по всей территории страны: помимо соседних с самой Мордовией и Ульяновском районов отдельные экземпляры самосвалов попали в Ростовскую, Волгоградскую и Тюменскую области, на Алтай и даже в Хабаровский край!
    Тем не менее, по отзывам немногочисленных потребителей, УАЗ-САЗ-2923 оказался прекрасно приспособленным для сельской местности и частного сельского подворья. Некоторые из клиентов, когда-то купивших такую машину, до сих пор обращаются в отдел сбыта завода, желая заказать аналог. Впрочем, опыт создания УАЗ-САЗ-2923 для саранских конструкторов не прошел бесследно: отдельные технические решения, опробованные на «головастиках», впоследствии были использованы при разработке автосамосвала ГАЗ-САЗ-3512 на шасси ГАЗели.

Текст - Сергей Леонтьев, Николай Марков




    Модель.


К другой продукции САЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 06 марта 2016 года          
Последняя редакция - 07 марта 2016 года