Автомобиль с подъемным кузовом АПК-1 предназначался для доставки грузов от грузового склада на территории аэродрома к борту самолета и обратно, а также для подъема (опускания) груза к грузовым люкам или пассажирским дверям самолетов. Конструкция АПК-1 была разработана в московском НИИ ГВФ и передана для производства на рижский опытный завод №85 в 50-ых годах ХХ века. По всей видимости, опытные образцы были созданы еще на шасси машин семейства ЗИС-150, но в серийное производство АПК-1 пошли уже на базе машин семейства ЗИЛ-164, при этом в Риге конструкция машин была немного доработана и адаптирована под возможности производства завода №85.
Грузоподъемность автомобиля составляла 2500 кг, а возможная высота подъема груза от земли (до 2,5 метров) позволяла обслуживать все основные типы самолетов СССР тех лет: Ил-12 и Ил-14 (через задние багажные люки, пассажирские и грузовые двери), Ан-10 (через передний багажный люк и пассажирские двери), Ту-104Б (через багажные люки). Погрузка и выгрузка груза осуществлялась только через задний борт кузова.
В основу серийных АПК-1 было положено гидрофицированное шасси, изготавливавшееся на Мытищинском машиностроительном заводе на базе ЗИЛ-164Г и использовавшееся также для выпуска автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-585И и ЗИЛ-ММЗ-585К. При этом шасси под рижские АПК комплектовались двумя подъемными гидроцилиндрами и могли иметь как один большой масляный бак емкостью 35 литров, так и два бака меньшего объема (18 литров каждый). Подготовленное в Мытищах гидрофицированное шасси дооборудовалось в Риге ножничным подъемным механизмом и стопорным механизмом к нему, предназначенном для страховки от самопроизвольного опускания кузова при неисправности гидросистемы и для фиксации кузова на нужной высоте. Внутренняя и наружная секции подъемного механизма в средней части были соединены поперечной балкой, к которой шарнирно крепились головки подъемных гидроцилиндров. Дополнительно АПК-1 комплектовались закрепленной на переднем борту грузовой платформы фарой, предназначавшейся для освещения в ночное время места проведения погрузо-разгрузочных работ, а также звуковой сигнализацией, включавшейся вручную находящимся в кузове грузчиком при приближении заднего борта машины к борту самолета (водитель из кабины не видел этого момента и мог повредить самолет поднятым кузовом машины при продолжении движения).
Именно АПК-1, наряду с ленточным транспортером АТ-2, стали первой массовой автомобильной продукцией завода №85. |