В 1967 году Центральной автобазой Главснабсбыта Комитета по кинематографии при Совете министров СССР по предложению шофера автобазы Г.И. Асташева на базе ЗИС-110 был изготовлен модернизированный операторский автомобиль для съемок с движения, ставший развитием модели ОАСД 1965 года.
Прежде всего, была существенно пересмотрена конструкция пассажирской части кузова машины – его радикально перестроенная задняя часть превратила автомобиль в своего рода остекленный фургон, сохранивший доставшиеся от лимузина перегородку за кабиной водителя и подъемное стекло в ней. Для большего удобства оператора при работе автомобиль получил съемную крышу, при этом передний сегмент съемной крыши мог использоваться в качестве партикабля, буду уложенным на ее заднюю часть. На него устанавливался (и с помощью тросов жестко крепился) обычный штатив с кинокамерой. В этом случае камера находилась на высоте 3,5 метра над уровнем земли, что позволяло вести панорамную съемку. Для отдыха оператора и его помощника в салоне были установлены два мягких сиденья, которые могли быть сложены при необходимости.
Второй особенностью автомобиля, помимо нового кузова, стал малогабаритный операторский кран, который мог перемещаться по направляющим, проложенным вдоль всего операторского салона автомобиля. Кран был смонтирован на раме-площадке, имевшей поворотный круг и механизм поворота, обеспечивающий вращение на 360°. Механизм поворота дополнительно был оборудован тормозным устройством (использован тормоз переднего колеса автомобиля ЗИС-110) для фиксации стрелы крана в любом направлении. На поворотном устройстве был смонтирован механизм изменения вылета стрелы и сама стрела. Подъем и опускание стрелы осуществлялось с помощью червячной передачи. Площадка для крепления штативной головки и камеры на конце стрелы имела возможность перемещения на высоту от 1300 до 2200 мм над землей, всегда сохраняя строго горизонтальное положение.
Для съемки в движении переднего плана кинокамера могла устанавливаться на выносных боковых кронштейнах слева, справа или по центру передней операторской площадки, расположенной перед передним бампером. Для съемки в движении заднего плана аппарат устанавливался на выносном съемном заднем кронштейне, место для крепления которого было предусмотрено на заднем бампере автомобиля. Кроме того, съемку назад можно было производить и через открытые задние двери салона, не снимая камеры с крана. А для съемки вправо и влево от автомобиля можно было снять боковые оконные проемы.
В дальнейшем, в связи с устареванием и постепенным вымыванием из автопарка автомобилей ЗИС-110, автобаза использовала для автомобилей ОАСД горьковские «Чайки».
|