Центральная автобаза Главснабсбыта Комитета по кинематографии при Совете министров СССР

ОАСД-3

фото А. Новиков

иллюстрации из журнала "Техника кино и телевидения", №9/1970

    К операторским машинам, предназначенным для съемок в движении, предъявляются, по большому счету, два основных требования: они должны обладать высокой плавностью хода и они должны иметь достаточно энергоемкую независимую подвеску, которая бы эффективно гасила колебания, передаваемые машине неровностями дорожного полотна, поскольку при съемке эти колебания не должны передаваться камере. Из всего модельного ряда выпускавшихся в СССР автомобилей наилучшим образом этим требованиям удовлетворяли машины высшего класса.
    Операторский автомобиль ОАСД-3 (аббревиатура ОАСД расшифровывается как «операторский автомобиль для съемок с движения») был создан на основе ГАЗ-13 «Чайка» в 1968 году Центральной автобазой Главснабсбыта Комитета по кинематографии при Совете министров СССР по собственным чертежам на основании опытного образца, разработанного водителем автобазы Г.И. Асташевым.
    Трансмиссия «Чайки» не претерпела изменений при ее превращении в ОАСД, но по кузову был сделан ряд изменений с учетом особенностей работы операторского автомобиля. Прежде всего, была срезана часть крыши машины, начиная от переднего ряда сидений и до багажника. Задние стойки также были удалены. С багажного отделения была демонтирована крышка багажника, а заодно и ставшие ненужными кронштейны с торсионным механизмом, служившие для ее открывания и закрывания. При этом задняя (вертикальная) часть крышки багажника была отрезана и сохранена, но переделана для откидывания на нижних петлях, как задний борт у грузовиков. При этом, насколько можно судить по фото, багажник не объединялся с салоном полностью – соединяющая крылья штампованная балка была оставлена для сохранения и без того уменьшившейся жесткости кузова. Запасное колесо было размещено вертикально внутри правого заднего крыла кузова, а на его прежнем месте хранения, в нише, было устроено отделение для хранения инструмента и комплекта операторского оборудования. Получившийся таким образом своего рода пикап прикрывался сверху двумя тентами, а для улучшения обзорности в заднем откидном тенте было предусмотрено окошко из оргстекла. Конструкцией ОАСД-3 предусматривались тринадцать точек крепления камеры, что позволяло оператору выбрать наилучшее положение для съемки, в зависимости от поставленной задачи. За откидным тентом на правой и левой частях кузова были расположены гнезда, имеющие регулировку по высоте и по наклону, в зависимости от уровня по горизонту. В гнезда устанавливались взаимозаменяемые изогнутые выносные кронштейны, которые позволяли крепить на них камеру для проведения боковых съемок.
    Также автомобиль получил переднюю операторскую площадку, которую можно было установить без демонтажа переднего бампера – требовалось лишь снять клыки переднего бампера, которые впоследствии устанавливались на свое прежнее место после снятия площадки. При необходимости передняя площадка могла откидываться в вертикальное положение и фиксироваться так специальными упорами. На площадке были предусмотрены четыре гнезда с упорными болтами для установки и крепления выносных кронштейнов операторской головки. Два боковых гнезда предназначались для съемок боковых и выносных кадров, а два средних гнезда – для встречно-фронтальных кадров.
    Роль задней операторской площадки при необходимости выполнял откидывающийся задний борт.
    Для съемок с высоких точек с применением штатива устанавливались латунные конусы для опоры ножек штативной головки и откидные полукольца (скобы) для притягивания натяжным устройством с цепями штативной головки к полу кузова или операторским площадкам. В салоне кузова были установлены пять конусов и два полукольца, что позволяло устанавливать и крепить штатив в двух положениях. Для ведения съемок с низких точек были предусмотрены два взаимозаменяемых съемных кронштейна, на которых крепилась операторская головка, имевшая регулировку по уровню горизонта (по типу малого операторского крана) или просто площадка от данной головки. В зависимости от выбора высоты установки кинокамеры операторская головка и ее площадка могли быть установлены на выносных кронштейнах с двух сторон от их изгиба, что позволяло иметь следующий диапазон установки штативной головки:
    - на передней операторской площадке – от 435 до 770 мм;
    - на задней – от 585 до 920 мм;
    - на боковых – от 1045 до 1365 мм.
    Боковые габариты всех съемочных площадок оставались в пределах габаритов автомобиля. В тех же случаях, когда при киносъемке нужно было установить выносные кронштейны на боковых или передней операторских площадках и кинокамера выходила за боковые габариты автомобиля, на съемочную группу возлагалась задача обеспечения безопасности съемки от встречных препятствий на всем пути следования автомобиля.
    Помимо всего вышеизложенного, в ОАСД-3 было предусмотрено съемное операторское сиденье со страховочными ремнями, упорами для ног и ограждением, выполненным из тонкостенных труб. Как правило это сиденье использовалось при работе оператора с ручными кинокамерами. В зависимости от необходимости, сиденье оператора можно было установить на передней или задней операторских площадках и с помощью специальной переходной головки закрепить его в гнездах крепления выносных кронштейнов. При этом оператор в обязательном порядке должен был быть привязан страховочными ремнями к каркасу спинки сиденья. После съемок демонтированное операторское сиденье укладывалось в багажном отделении с левой стороны кузова автомобиля.
    Построенный автобазой ОАСД-3 испытывался киностудиями «Мосфильм», ЦСДФ, Киностудией имени Максима Горького, студией радио-телевизионной рекламы Мосгорисполкома, а на киностудии «Центрнаучфильм» машина и вовсе эксплуатировалась в течение 1969 года. По окончанию испытаний и в связи с положительным заключением о пригодности и необходимости такой машины, Управлением кинотехники и кинопромышленности были утверждены техусловия ТУ 19.476-1970 на автомобиль и Центральная автобаза приступила к его изготовлению по индивидуальным заявкам киностудий. Выпуск ОАСД-3 носил штучный характер.
    Помимо этого, региональными киностудиями на основании рекомендаций и технической документации Центральной автобазы нередко переделывались на местах «Чайки» в ОАСД, с учетом своих требований к конструкции.



    Модель.


К другим моделям Центральной автобазы Главснабсбыта               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 31 марта 2023 года          
Последняя редакция - 31 марта 2023 года