Ульяновский автомобильный завод / УАЗ

УАЗ-492

    В 1967 году в рамках планов опытно-конструкторских работ Отдела главного конструктора на УАЗе был изготовлен второй вариант опытного снегоболотохода, получивший индекс УАЗ-492. Эта модель также была ориентирована на использование узлов и агрегатов автомобилей массового производства.
    В качестве силовой установки УАЗ-492 был использован двигатель, разработанный для новейшего семейства УАЗ-452, недавно увидевшего конвейер. При этом, учитывая особенности эксплуатации вездехода, на носок коленчатого вала двигателя был установлен дополнительный шкив с двойным ручьем для ремней привода насоса гидроусилителя, а вместо стандартного картера двигателя был применен оригинальный картер увеличенного объема. Система питания также была применена от автомобилей, но с соответствующими изменениями (топливные баки, топливные трубопроводы, акселератор), связанными с особенностями компоновки снегоболотохода.
    Приводы блокировки дифференциалов переднего и заднего мостов были гидравлическими, а привод блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки – механический.
    Движитель УАЗ-492 представлял собой две передние и две задние оригинальные гусеничные тележки с резинометаллическими гусеницами, при этом передние тележки были выполнены управляемыми (угол поворота – до 15°). Основой каждой передней тележки была рама, состоящая из двух лонжеронов швеллерного сечения, соединенных между собой пластинами. На одном конце рамы на оси вращался натяжной каток, другой конец рамы болтами был прикреплен к корпусу подшипника ступичного узла. Два опорных катка вращались на двухрядных шариковых подшипниках на осях балансира, закрепленного к раме движителя с помощью рычага балансира.
    Задний движитель состоял из четырех опорных катков, двух поддерживающих катков и одного натяжного. Вращение передних и задних движителей осуществлялось при помощи ведущих звездочек, закрепленных на ступичных узлах переднего и заднего мостов.
    Опорные катки на всех движителях были унифицированы - стальные полые с напрессованной безбандажной массивной армированной стальным тросом резиновой шиной, размером 400х76. Катки были сбалансированы попарно, при этом подвеска опорных катков переднего движителя была выполнена пружинной, задних – торсионная. Регулировка натяжения гусениц осуществлялась перемещением натяжных катков в пазах рамы с помощью регулировочных тяг для передних движителей и с помощью натяжных катков и механизма натяжения, закрепленного на корпусе машины – для задних.
    Правый и левый передние движители соединялись между собой балкой, крепившейся к рамам передних движителей с помощью шкворней, установленных на сферических подшипниках. Механизм поворота в принципе был аналогичен автомобильному рулевому управлению с гидроусилителем – усилие на рулевой механизм передавалось с рулевого колеса через конический редуктор и общий приводной вал, соединенный шарнирно с маятниковыми рычагами и поперечной балкой. Тем не менее, можно предположить, что даже с гидроусилителем водителю требовалось прикладывать немало физических усилий для поворота машины, учитывая значительную площадь пятна контакта гусениц с поверхностью.
    Корпус снегоболотохода был цельнометаллическим, сварным, каркасного типа - сваренный из уголковых и швеллерных профилей и герметизированный снизу, что позволяло преодолевать небольшие водные преграды вплавь. Грузоподъемность машины составила 450 кг.

    Выглядевшая концептуально интересно, конструкция, тем не менее, испытания не прошла:
    1. Примененные в машине серийные агрегаты не соответствовали условиям, в которых предполагалась работа УАЗ-492: недостаточно эффективной оказалась система охлаждения двигателя, требовалась дополнительная герметизация электрооборудования и воздушного фильтра (облако снега, образовывавшееся при движении по целине, засасывалось в подкапотное пространство и там таяло, заливая все агрегаты); сам двигатель работал с серьезными перегрузками и нередко выходил из строя, при этом расход топлива мог достигать показателя 103 л/100км при движении по снежной целине
    2. Если в снаряженном состоянии УАЗ-492 преодолевал снежную целину глубиной до 700 мм, то с полной загрузкой (450 кг) глубина преодолеваемого снега падала сразу на 100 мм. При этом, при движении даже на незначительных уклонах, снегоболотоход застревал в снегу уже глубиной 550 мм.
    3. Снегоболотоход показал неприемлемые коэффициенты буксования при околонулевой температуре на мокром снегу. Вдобавок к этому, машина при оттепели нередко проваливалась в снег, теряя способность к самостоятельному передвижению.
    4. В ходе испытаний нередки были поломки многих узлов, постоянно выходили из строя грунтозацепы на гусеницах и сами траки. На второй тысяче километров испытаний были порваны все четыре трака, да и сам кузов в результате недостаточной его прочности треснул в нескольких местах.
    Собственно, испытания в полном объеме машиной так и не были пройдены, поскольку «….общий пробег был ограничен надежностью ходовой части….», при этом констатировалось, что «….дальнейшие испытания опытного образца снегоболотохода УАЗ-492 не имеют смысла….», так как требуется пересмотр его конструкции.



    Модель.


К другой продукции УАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 18 июля 2021 года          
Последняя редакция - 18 июля 2021 года