Одним из видов продукции, созданных на Уральском автомобильном заводе в конце 1950-ых годов стали специальные кузова-фургоны автобусного типа для газодобывающих станций АКДС-30А и АДС-50, созданных Всесоюзным научно-исследовательским институтом кислородного машиностроения (ВНИИКИМАШ). Завод изготавливал лишь кузова входящих в комплект станций машин, получившие обозначение «УралЗИС-371Г», «УралЗИС-371С» и «УралЗИС-371Т», а оснащение основным оборудованием производилось силами ОКБ-250, входившего в состав «Уралвагонзавода». Все три кузова, будучи унифицированы между собой, несколько различались расположением дверей и люков. В качестве шасси для их монтажа использовалось поставлявшееся из Минска МАЗ-200Ш1 с капотом и лобовым стеклом, но без кабины.
Выпуск кузовов-фургонов типа «УралЗИС-371» на Уральском автозаводе продолжался сравнительно недолго – подготовка к выпуску принципиально нового семейства грузовых автомобилей Урал-375 заставила высвобождать производственные мощности, сворачивая производство части номенклатуры или передавая ее сторонним предприятиям. Производство фургонов типа «УралЗИС-371» сперва попробовали передать в Нижний Тагил на «Уралвагонзавод», где производилась «начинка» для них, но массовое производство там наладить не удалось, поскольку, как и на УралЗИСе, отсутствовали производственные мощности для этого. Поэтому в августе 1961 года выпуск кузовов был передан на располагавшийся неподалеку механический завод «Уралец», также подчинявшийся Свердловскому совнархозу.
Первая партия фургонов была сдана на «Уральце» уже в октябре того же года. Головным предприятием по выпуску газодобывающих станций по-прежнему оставалось криогенное производство Уралвагонзавода и «Уралец» плотно опекался директором УВЗ И.В. Окуневым (вплоть до личного участия в получении алюминиевых заклепок на Куйбышевском авиазаводе!), поскольку срок сдачи заказчику готовых станций в немалой степени зависел от поставок кузовов «Уральцем».
До 1965 года заводом «Уралец» было выпущено 449 цельнометаллических кузовов для азотодобывающей станции АДС-50, а также 198 машин для станций АКДС-30А и АКДС-70 (модернизированная АКДС-30А). В дальнейшем выпуск оборудования и кузовов машин аналогичного назначения, но уже на других шасси был передан другим предприятиям – омскому п/я А-3954 и на Московскому заводу автомобильных кузовов. А завод «Уралец» к концу 1965 года вошел в состав треста «Роскультпромсбыт» Министерства культуры РСФСР, став еще одним подведомственным этому министерству производителем автобусов.
Станция АКДС-30А предназначалась для получения из атмосферного воздуха жидкого и газообразного кислорода, жидкого и газообразного азота, а также для наполнения ими баллонов и резервуаров. В состав АКДС-30А, обслуживавшегося персоналом в составе 13 человек, входили следующие транспортные средства:
1. Компрессорное (силовое) отделение размещалось в кузове типа «УралЗИС-371С» и использовалось для получения сжатого до рабочего давления технологического воздуха при работе от дизеля, а также для получения электроэнергии для собственных нужд. В этой машине размещались четырехступенчатый вертикальный компрессор КВ-2М производительностью 220 м3/час с рабочим давлением до 200 кг/см2, электромотор компрессора мощностью 70 кВт, дизель 7Д-6 мощностью 150 л.с. и автономная группа водяного охлаждения.
2. Технологическое отделение, размещавшееся в кузове типа «УралЗИС-371Т», применялось для очистки технологического воздуха от углекислоты, его осушки, сжижения и разделения на составные части. В технологической машине размещались: два последовательно работающих декарбонизатора, сорбционный блок осушки, блок разделения воздуха, детандер ДВД-9, жидкостный насос, наполнительная рампа для выдачи газообразного продукта, блок приготовления раствора щелочи для декарбонизаторов и селеновые выпрямители для получения постоянного тока.
3. Вспомогательный автомобиль типа ЗИС-150 с брезентовым верхом для перевозки ЗИП и вспомогательного оборудования станции, а также для буксировки прицепа с электростанцией. Станция могла работать как с питанием электроэнергией от внешней электросиловой сети, так и, в ее отсутствие, с приводом от собственного дизеля.
Азотодобывающая станция АДС-50 производительностью 50 м3 в час предназначалась для получения жидкого и газообразного азота. Все оборудование станции АДС-50 было в основном аналогично оборудованию станции АКДС-30, за исключением блока разделения, который включал лишь одну колонну высокого давления. АДС-50 также включала в себя два основных отделения (компрессорного и технологического) и вспомогательный автомобиль для транспортировки имущества и прицепа-электростанции. При этом технологическая машина, была унифицирована по кузову с «УралЗИС-371Т», входящего и в станцию АДС-50, а компрессорная машина станции базировалась в кузове «УралЗИС-371Г».
Если станция АКДС-30А применялась в основном в Военно-воздушных силах, то АДС-50 использовалась прежде всего на многих ракетных комплексах конца 1950-ых/начала 1960-х годов – с ракетами 8К63, 8К64, 8К65, 8К67 и 8К75, применяясь для выработки азота, который использовалcя для продувки баков ракет перед заправкой.
Обе станции по своему прямому назначению использовались примерно до середины 1970-ых годов. После снятия с вооружения машины или оставлялись в распоряжении воинских частей, где нередко переделывались в автобусы, или передавались в народное хозяйство. |