В октябре 1965 года партийным руководством СССР было принято решение об отказе от действовавшей тогда территориальной системы управления промышленностью (так называемые Совнархозы) и о возвращении к отраслевой системе управления. Созданные в ходе реформы экономические районы были упразднены, а вместе с ними были ликвидированы Советы народного хозяйства всех уровней и одновременно восстановлены промышленные министерства. Для Механичесного завода «Уралец» это означало изменение ведомственной принадлежности и возможную смену выпускаемой номенклатуры – выпуск специальных кузовов и кунгов для Министерства обороны СССР, составлявших значительную часть производственной программы предприятия, сворачивался. Уже к концу 1965 года завод вошел в состав треста «Роскультпромсбыт» Министерства культуры РСФСР, став еще одним подведомственным этому министерству производителем автобусов, помимо Краснодарского механического завода.
Работы по проектированию новой модели автобуса вагонной компоновки на шасси ГАЗ-51А, который должен был сменить выпускавшиеся предприятием К-251 с кузовом вагонного типа и капотный автобус типа ГЗА-651, были начаты в начале 1966 года. Поименован новый автобус был в соответствии с годом его создания – «Уралец-66». Первый опытный образец, построенный в конце того же года, получил деревянный каркас кузова, но в целом уже было очевидно, что это технология прошлого и в ближайшей перспективе следует переходить на цельнометаллический кузов, как более надежный и долговечный в эксплуатации. Тем более, что «родственный» Краснодарский механический завод к этому времени уже осваивал изготовление автобусов с металлическим каркасом кузова.
Следующий опытный образец «Уралец-66», построенный в начале 1967 года, уже имел цельнометаллический кузов, сохранив при этом практически прежнюю «рубленую» внешность первого образца. Именно такой вариант был утвержден к производству и уже в мае 1967 года был начат серийный выпуск цельнометаллических автобусов под обозначением «Уралец-66Б» (индекс «А» был оставлен для автоклуба на базе этого же кузова).
Серийные автобусы заметно разнились с опытными машинами. Внешние отличия заключались в появлении небольших продольных подштамповок на панелях кузова, придавших обшивке дополнительную жесткость, ветровое стекло теперь состояло из двух разделенных перемычкой половин (примененное на опытных образцах цельное было хоть и более удобным, но одновременно более трудоемким в изготовлении и дорогим), изменилась форма козырька над стеклом, изменилось расположение подфарников, увеличился размер проема спереди для охлаждающего радиатор воздуха и т.д.
Каркас кузова автобуса сваривался из металлических труб прямоугольного профиля. Именно этим объясняется предельно угловатый дизайн «Уральца» – поскольку гнуть трубы такого профиля довольно сложная задача, то для двух стыкуемых плоскостей трубы каркаса просто сваривались друг с другом. Сообразуясь с назначением автобуса – перевозка театральных и агитбригад, а также их реквизита – единственная служебная дверь была выполнена распашной и, не имея дистанционного привода открывания, открывалась вручную. «Уралец-66Б» имел 21 сидячее место и довольно небольшую высоту салона, поскольку перевозка стоящих пассажиров не предполагалось. Стоит также отметить, что в состав стандартного оборудования автобуса входил радиоприемник АТ-64.
Первое время ежегодно завод выпускал две-три сотни автобусов «Уралец-66Б», причем индекс «Б» существовал только в технической документации – в регистрационных документах автобусы маркировались просто «Уралец-66». Вскоре после начала выпуска – в 1968-1969 годах – внешность автобусов немного изменилась. Постепенно стали исчезать подштамповки с боковин кузова, появился второй стеклоочиститель на ветровом стекле, изменилась конструкция козырька над ветровым стеклом и воздухозаборников, вместо заднего трапециевидного стекла стало устанавливаться прямоугольное.
Выпуск автобусов «Уралец-66Б» был прекращен в 1972 году – вместо него стала выпускаться его же северная модификация «Уралец-66С». Это стало следствием принятого министерством географического разделения территории эксплуатации сходных по назначению автобусов «Кубань» и «Уралец» – если «Кубань» была ориентирована на европейскую часть СССР с более мягким климатом, то «Уральцы» предназначались для Урала, Сибири и Дальнего Востока, где климат существенно отличался от восточноевропейского. |