В 1997 на смену ВАЗ-21043-33, имевшему недостаточную полезную площадь грузового отделения и малую грузоподъемность, был начат выпуск полурамного пикапа ВИС-2345, созданного под руководством Вадима Лясникова. В немалой степени появлению ВИС-2345 содействовало банкротство компании «Лада-Бизон» (известной по созданному на базе «Нивы» пикапу ФВК-2302 «Бизон»), результатом которого стал переход группы конструкторов на работу в «ВАЗинтерсервис».
В отличие от ВАЗ-21043-33, ВИС-2345 стал собственной разработкой «ВАЗинтерсервиса», что нашло свое отражение в индексе модели. Кардинальное отличие от ВАЗ-21043-33 заключалось в унифицированной лестничной лонжеронной полураме, которая приваривалась к лонжеронам кабины. Кабина автомобиля представляла собой переднюю часть обычного ВАЗ-2105, обрезанную за средней стойкой и прикрытую сзади оригинальной задней стенкой (полностью глухой или с остеклением в верхней части). Кроме того, ВИС-2345 получил принципиально иную заднюю подвеску на продольных рессорах, что позволило установить его максимальную грузоподъемность на уровне 650 кг. Двигатель, коробка передач и главная передача ведущего моста с передаточным отношением i=3,9 были сохранены от ВАЗ-2105, поэтому динамика пикапа в загруженном состоянии вызывала серьезные нарекания. Используя основные агрегаты классических «Жигулей», ВИС-2345 закономерно сохранил и классическую заднеприводную компоновку. Для размещения на раме большего по вместимости кузова (в сравнении с кузовом ВАЗ-21043-33) колесная база ВИСа была увеличена на 375 мм (до 2800 мм), но оборотной стороной решения этого стал заметно увеличившийся радиус поворота по наружному колесу, который превышал шесть метров.
Поскольку в ассортиментной линейке АвтоВАЗа отсутствовали машины с рессорной подвеской, для ВИС-2345 сперва пришлось использовать стандартные рессоры ижевского пикапа Иж-2717, крепившиеся под ведущим мостом. Позднее были разработаны оригинальные рессоры, к которым мост крепился снизу. Полностью избавиться от колесных арок в грузовом отсеке не удалось, но они стали заметно меньше, чем у ВАЗ-21043-33 – немалую роль в этом сыграло отсутствие в задней подвеске ВИСа опорных чашек пружин. Первое время тольяттинские пикапы комплектовались стандартными «пятерочными» зеркалами заднего вида, но впоследствии (не позднее 2000 года), учитывая существенно большие, нежели у ВАЗ-2105, габариты кузова, автомобиль получил зеркала большего размера от ВАЗ-21213.
Ввиду отсутствие у пикапа багажника как такового, запасное колесо ВИС-2345 конструкторами было помещено в кабину, позади спинки пассажирского сиденья. Топливный бак разместился сразу за кабиной в раме, при этом топливная магистраль, ведущая к заправочной горловине, была выведена наружу по правому борту.
Первоначально, в зависимости от исполнения, существовали четыре варианта комплектации пикапов ВИС-2345:
ВИС-2345-0000001 – «голое» полурамное шасси, предназначенное для установки специализированных кузовов силами потребителя;
ВИС-2345-0000010 – бортовой пикап с кузовом из алюминиевого профиля и тремя откидывающимися бортами - базовый вариант;
ВИС-2345-0000012 – бортовой пикап с тем же алюминиевым кузовом и пластиковой надстройкой над ним;
ВИС-2345-01 – бортовой пикап «повышенной эстетичности» с единственным откидным задним бортом и оригинальной грузовой платформой, боковины которой стилистически являлись продолжением боковых поверхностей кабины. Будучи менее практичной и одновременно более дорогой, эта модификация не пользовалась спросом и ее выпуск носил, по-видимому, штучный характер.
Долгое время ВИС-2345 комплектовались двигателем рабочим объемом 1,5 литра, но с 2006 года автомобили стали оснащаться также двигателями объемом 1,6 литра, а с ними и главной передачей с передаточным отношением i=4,1 – эта комплектация получила обозначение ВИС-2345-0000030. А незадолго до этого пикапы также стали оснащаться кабинами, изготовленными из передней части ВАЗ-2107. По договору с АвтоВАЗом окраска пикапов (уже сваренные кабина и рама) производилась в его окрасочных камерах и в те же цвета, в которые окрашивались обычные легковые ВАЗы того времени, а с 2010 года пикапы ВИС, наряду с «классикой» АвтоВАЗа, стало возможно заказать и в окраске типа «металлик».
Выпуск всех модификаций ВИС-2345 продолжался до 2011 года, пока длилось производство классических «Жигулей» в Тольятти. При этом, в связи со снятием с производства в конце 2010 года ВАЗ-2105, в последний год своего производства ВИС-2345 получали кабины только ВАЗ-21074, выпуск которого в Тольятти продолжился до августа 2011 года. На пике производства годовой объем выпуска автомобилей семейства ВИС-2345 достигал двух тысяч единиц, составляя порядка двух третей общего объема выпуска предприятия. |