Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ)
Ярославский моторный завод (ЯМЗ)


Я-14 / Я-16 / Я-17

Эскиз внешнего вида Я-14 работы Ю.А. Долматовского

    К концу 1930 годов Ярославскому автозаводу уже остро требовалась широкомасштабная реконструкция, способная как поднять уровень производства на принципиально новый уровень, так и позволить освоить принципиально новое семейство автомобилей – конструкция выпускавшегося в то время ЯГ-6 все же восходила еще к Я-3 и далее к White TAD и предел ее модернизации уже был достигнут.
    Собственно, на необходимость очередной реконструкции ЯГАЗа было указано еще Постановлением Совета Народных Комиссаров №152 от 22 марта 1935 года «О списке строительств, генеральные планы и сметы которых подлежат утверждению Совета Труда и Обороны», но окончательно решение о реконструкции ЯГАЗ было принято Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) №90 от 27 марта 1940 года «О реконструкции Ярославского автозавода для выпуска большегрузных автомашин» и впоследствии дополнено аналогичным Постановлением №513 от 10 марта 1941 года. По плану, уже к середине 1942 года должен был быть построен целый ряд новых цехов: кузовной, деревообрабатывающий, кузнечный, гальванический, арматурно-радиаторный, литейный для цветного литья, а также новый склад. Предусматривалось строительство новых административных корпусов и жилья для рабочих. А самое главное, ради чего затевалась реконструкция, на которую было отпущено 300 миллионов рублей – резкое увеличение объема выпуска техники до десяти тысяч единиц в год, при этом двигатели для этих машин наконец-то должны были изготавливаться здесь же, на ЯГАЗе. Планировавшаяся годовая мощность завода на уровне десяти тысяч машин включала в себя следующие типы машин:
    – 4.000 единиц двухосных грузовых автомобилей грузоподъемностью 8 тонн;
    – 1.000 единиц трехосных грузовых автомобилей грузоподъемностью 10 тонн;
    – 2.000 единиц двухосных самосвалов грузоподъемностью 7 тонн;
    – 1.600 единиц двухосных одноэтажных автобусов;
    – 400 единиц трехосных двухэтажных автобусов;
    – 800 единиц двухосных одноэтажных троллейбусов;
    – 200 единиц трехосных двухэтажных троллейбусов.
    Вышедшим 29 марта 1940 года приказом №153 по Народному комиссариату среднего машиностроения за подписью И.А. Лихачева на НАТИ возлагалось проектирование объектов производства реконструируемого ЯГАЗа с полным окончанием проектирования к 15 октября (отметим, что первые наброски по унифицированному семейству грузовиков грузоподъемностью от 5 до 10 тонн и автобусов для ЯГАЗа были сделаны в НАТИ еще в 1936 году). Одновременно директору ЯГАЗа предписывалось выделить в распоряжение НАТИ группу конструкторов для проектирования. Главным конструктором проекта назначался Г.А. Сонкин, его заместителем – В.В. Осепчугов.
    Вскоре начались подготовительные работы на площадке и одновременно с этим началось проектирование дизельных автомобилей нового семейства, в которое вошли двухосный грузовик Я-14, трёхосный грузовик Я-16 и самосвал Я-17. Выпуск новых машин должен был начаться не позднее 1 июня 1942 года. Прототипом нового семейства были выбраны грузовики GMC семейства ADS-800 с двухтактным четырехцилиндровым дизельным двигателем модели 4-71 (первая цифра обозначала количество цилиндров, вторая – рабочий объем цилиндра в кубических дюймах) мощностью 110 л.с.
    Поскольку приобретение лицензий на выпуск иностранных двигателей не планировалось изначально, в бюро двигателей НАТИ под руководством С.Б. Чистозвонова были детально изучены двухтактные дизели 4-71, скопированы и выпущены их рабочие чертежи в метрической системе измерений, изготовлен опытный образец двигателя (летом 1941 года). Одновременно под руководством А.А. Сеславина были подготовлены рабочие чертежи однодисковой муфты сцепления с центральной пружиной Brown-Lipe Long-32 и пятиступенчатой (синхронизированной на II-V передачах) коробки передач Spicer-5553. Поскольку быстро освоить полную номенклатуру комплектующих для двигателей автомобилей семейства Я-14 в СССР было затруднительно, то до момента собственного освоения их выпуска предполагалась установка импортных изделий, таких как поршни, кольца, вкладыши, насос-форсунки и пр. В январе 1941 года бригада конструкторов и технологов автозавода была командирована в НАТИ для ознакомления и дальнейшей совместной разработки перспективного семейства. Приемку чертежно-технической документации от рабочих групп осуществляли Г.М. Кокин (будущий Главный конструктор ЯГАЗа с марта 1942 года вместо назначенного 6 апреля того же года Главным инженером В.В. Осепчугова) и А.А. Малышев. К июню 1941 года проект грузовика Я-14 был близок к завершению, но начавшаяся война заставила пересмотреть все планы и сорвала реконструкцию завода. Работы по проекту были фактически остановлены, конструкторско-технический задел по перспективному семейству был направлен из НАТИ на ЯГАЗ, но при этом приобретенные для ознакомления грузовики GMC по инерции продолжали испытываться вплоть до 1944 года.
    В 1943-1944 годах довоенный проект Я-14 был серьезно переработан, превратившись в семитонный грузовой автомобиль, будущий ЯАЗ-200.



    Модель.


К другим автомобилям ЯАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 12 мая 2024 года          
Последняя редакция - 12 мая 2024 года