Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ)
Ярославский моторный завод (ЯМЗ)


Я-3

Я-3     Я-3 (1925-1928г.г.), колесной формулы 4х2, выпущен в количестве 170 экземпляров.
    Прототипом этого грузовика являлся американский White TAD, имевший левое расположение руля. Как следствие, Я-3 тоже получил рулевую колонку слева - первым из советских автомобилей.
    Характерная черта Я-3 - изогнутая в плане передняя поперечина рамы, вроде буфера, являющаяся продолжением лонжеронов и замыкающая их. Автомобиль имел колесную базу 4200мм (кстати, она сохранилась на всех ярославских двухосных грузовиках, кроме нескольких опытных, вплоть до 1942 года). Кабина Я-3 полностью изготавливалась из дерева. Единственная дверь находилась справа, а левый борт кабины был занят кронштейном под запасное колесо. Кабина сбоку не остеклялась, на переднем ее щите не было никаких приборов, стеклоочиститель также отсутствовал. На двигателе "Уайт-АМО" зажигание осуществлялось через магнето, генератора не было. Поэтому Я-3 оснащался ацетиленовыми фарами и гудком с резиновой грушей, а двигатель запускался вручную несъемной пусковой рукояткой. При движении машины и во время торможения усилия от заднего моста к раме передавались не с помощью рессор, а посредством двух толкающих штанг, которые шли снаружи, вдоль лонжеронов рамы. Автомобиль оборудовался тормозами с механическим приводом, действовавшими только на задние колеса.
    Первые два грузовика Я-3 были готовы к 7 ноября 1925 года. Кабина первого ярославского грузовика была изгогтовлена из дуба и отлакирована, а сиденья обиты натуральной кожей. На боковых бортах платформы была выведена надпись "Советский автомобиль - опора в обороне СССР". Обе машины успешно прошли испытания по маршруту Ярославль-Ростов-Ярославль, после которых завод приступил к их серийному производству.
    На шасси Я-3 отдельными кузовными мастерскими монтировались пожарные линейки и автобусные кузова, рассчитанные на 22 места для сидения.


    Сразу следует оговориться, что модели Я-3 и других первых ярославских грузовиков не производятся ни одной мастерской, кроме В.Волчанецкого (г.Запорожье)
    На фотографиях ниже представлены некоторые варианты Я-3, выполненные В.Волчанецким.



Я-3     Я-4     Я-5     Я-5 "Коджу"     Я-7/Я-8/Я-9     Я-12Д     ЯГ-3     ЯГ-4     ЯГ-6     ЯГ-10     ЯГ-12     ЯГ-7
ЯС-1     ЯС-3     ЯС-4
Я-6     ЯА-2

    .

ЯТБ-1 / ЯТБ-2 / ЯТБ-4 / ЯТБ-4А     ЯТБ-3

    .

ЯАЗ-200     ЯАЗ-200В     ЯАЗ-205
ЯАЗ-210     ЯАЗ-210Г     ЯАЗ-210Д     ЯАЗ-210Е     ЯАЗ-218
ЯАЗ-214     ЯАЗ-219     ЯАЗ-221     ЯАЗ-222

    .

ЯАЗ-226/ЯАЗ-227/ЯАЗ-229/ЯАЗ-230

К общему списку моделей                На Главную страницу