Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ)
Ярославский моторный завод (ЯМЗ)


Я-5

    C 1929 года на Ярославский завод начали поступать 6-цилиндровые американские двигатели Hercules-YXC-B рабочим объемом 7022 куб.см и мощностью 93,5 л.с. Двигатель поставлялся с карбюратором, магнето, регулятором, вентилятором в сборе, фильтром, глушителем и всеми рычагами управления. В комплекте с двигателем поступали многодисковые сцепления Brown-Lipe и 4-ступенчатые коробки передач Brown-Lipe-554.
    С началом поставки американских моторов ярославские грузовики получили уже полностью закрытую кабину, электрическое освещение и стартер, усовершенствованный рулевой механизм. Такие грузовики получили обозначения Я-5. Сразу следует уточнить, что снабжение запасными частями даже к отечественным двигателям было в то время недостаточным, а с иностранными дело обстояло еще хуже. Поэтому, в случае выхода из строя американского двигателя и невозможности его ремонта, на Я-5 устанавливали двигатель АМО-3 или ЗИС-5.
    Модель Я-5 являлась базовой для всех последующих серийных моделей вплоть до 1942 года - шасси претерпевало лишь незначительные изменения, а разница заключалась лишь в устанавливаемых двигателях.
    Рама Я-5 собиралась на заклепках, из отрезков стандартных швеллеров №16 с высотой 160мм с полками шириной 65мм (лонжероны) и №10 высотой 100 мм (поперечины). Радиатор не трубчатый, а сотовый. Автомобиль имел два карданных вала: первый - горизонтальный, открытый; второй - наклонный, проходил в сварной конической трубе, передающей на раму толкающие и тормозные усилия заднего моста.
    Каркас кабины Я-5 был деревянный. Передняя и боковые стенки обшивались листовой сталью, задняя - узкими сосновыми досками. Крыша была покрыта фанерой и оклеена полотном на мастике. Левая половина ветрового стекла снабжалась откидным окном с безосколочным стеклом триплекс в металлической рамке. При помощи барашков и секторов его можно было закрепить в любом открытом положении до 45 градусов. Дверные окна имели почти квадратную форму. Стекла дверей в промежуточном положении фиксировались барашками (опускались и поднимались стеклоподъемниками). Смотровое окошко в задней стенке кабины было защищено тремя металлическими прутьями. В левой стенке кабины - заправочный лючок. Деревянные подножки были окованы по кромкам листовой сталью. Крылья закреплялись на передних кронштейнах подножек, а посередине поддерживались кронштейнами из стального уголка. Передний бампер был короткий и крылья своей передней частью к нему не крепились.
    Верхняя часть капота двигателя была неподвижна, боковины поднимались и складывались обычным образом. Для дополнительного охлаждения двигателя в нижней части боковин были проделаны 15 вертикальных продухов ("лувров"), а на верхних половинках устанавливались подъемные на шарнирах крышки. Они, как правило, находились в поднятом состоянии, поскольку двигатель постоянно работал в напряженном тепловом режиме (двигатель размещался очень низко и ось вентилятора лежала на трети высоты вентилятора, как следствие - вентилятор тянул воздух только через половину поверхности радиатора).
    Я-5 имел огромный диаметр рулевого колеса - 522мм. При этом усилия на руле приходилось прилигать настолько значительные, что были случаи профессиональных заболеваний водителей из-за хронического перенапряжения мышц рук.
    В 1931 году был прекращен импорт американских двигателей Hercules, устанавливавшихся на Я-5, а все оставшиеся моторы были зарезервированы военными под выпуск трехосного ЯГ-10, предназначенного в первую очередь для пополнения парка Красной Армии. Всего с 1929 по 1932 годы было изготовлено 2273 грузовика Я-5.
    Большинство изготовленный Я-5 были стандартными бортовыми грузовиками, но были и спецмашины на его шасси. Так, в 1933-1934 г.г. на шасси Я-5 "Дормашобъединение" и Онежский завод изготавливали снегоочистители.


    На фотографиях ниже представлены некоторые варианты Я-5, выполненные В.Волчанецким.



    На фотографии слева представлена реактивная установка БМ-13-16 на шасси Я-5. Сомнительно, чтобы установка ставилась на шасси автомобиля, который был выпущен не позже 1934 года.



Я-3     Я-4     Я-5     Я-5 "Коджу"     Я-7/Я-8/Я-9     Я-12Д     ЯГ-3     ЯГ-4     ЯГ-6     ЯГ-10     ЯГ-12     ЯГ-7
ЯС-1     ЯС-3     ЯС-4
Я-6     ЯА-2

    .

ЯТБ-1 / ЯТБ-2 / ЯТБ-4 / ЯТБ-4А     ЯТБ-3

    .

ЯАЗ-200     ЯАЗ-200В     ЯАЗ-205
ЯАЗ-210     ЯАЗ-210Г     ЯАЗ-210Д     ЯАЗ-210Е     ЯАЗ-218
ЯАЗ-214     ЯАЗ-219     ЯАЗ-221     ЯАЗ-222

    .

ЯАЗ-226/ЯАЗ-227/ЯАЗ-229/ЯАЗ-230

К общему списку моделей                На Главную страницу