Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ)
Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ)
Ярославский моторный завод (ЯМЗ)


Я-6

    В 1929 году на базе грузового автомобиля Я-5 было разработано специальное удлиненное шасси Я-6, предназначавшееся для монтажа автобусных кузовов.
    Поскольку предназначение шасси предполагало работу с заметно меньшей нагрузкой в сравнении с базовым грузовиком, было решено увеличить его колесную базу для повышения вместимости автобуса и более полного использования грузоподъемности шасси. Рама шасси была увеличена до 7750 мм и дополнительно усилена в центральной части стальными вставками внутри полок лонжеронов. Кроме того, дополнительно была усилена и задняя поперечина рамы. В остальном рама Я-6 была идентична раме базового Я-5, изготавливалась из того же прямого швеллера и тоже не имела изгиба над ведущим мостом, в результате чего пол устанавливаемых на шасси Я-6 автобусных кузовов находился довольно высоко и ступеньки были обязательным атрибутом всех устанавливавшихся на шасси автобусных кузовов.
    Как и Я-5, шасси Я-6 комплектовалось 93-сильным американским двигателем Hercules-YXC, многодисковым сцеплением Long, четырехступенчатой коробкой передач Brown-Lipe 554, вакуумным усилителем тормозов Bosch-Dewandre и рулевым механизмом Ross. Соразмерно увеличившейся на 583 мм колесной базе (до 4783 мм) была увеличена и общая длина карданной передачи, а также длина тяги тормозного привода. По компоновочным соображениям топливный бак увеличенного размера у Я-6 был перенесен на левый лонжерон рамы на место левой подножки кабины, при этом подача бензина осуществлялась под давлением, в то время как у базового Я-5 бензин в карбюратор поступал самотеком. Кроме того, шасси Я-6 имело только переднее оперение и не комплектовалось кабиной.
    Выпуск Я-6, как и Я-5, был завершен в 1932 году – причиной этого стало прекращение поставок американских двигателей Hercules-YXC из-за отсутствия у государства валюты в достаточном объеме. Оставшийся задел этих двигателей был зарезервирован для выпуска трехосных ЯГ-10 и ярославский автозавод вынужденно перешел на установку московского двигателя АМО-3 мощностью 60 л.с. и московской же коробки передач. Автобусное шасси с таким силовым агрегатом получило наименование ЯА-3.
    Всего с конца 1929 по 1932 год включительно было изготовлено 364 шасси Я-6. Основными производителями автобусов на этих шасси стали московские заводы АМО и «Аремкуз», а также кузовные мастерские Автотранспортного управления Ленинграда. Помимо этого, автобусные кузова на шасси Я-6 строились автомастерскими «Союзтранса» в Ростове-на-Дону, кузовными мастерскими «Закавтопромторга» в Тифлисе, мастерскими нижегородского Треста механического транспорта и еще целым рядом предприятий в других городах СССР.


    Модель.



К другим автомобилям ЯАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 22 июня 2004 года          
Последняя редакция - 08 января 2025 года