Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ)
Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ)
Ярославский моторный завод (ЯМЗ)


ЯГ-10
ЯГ-10М


Первый опытный ЯГ-10 получил платформу от Я-5
6 ноября 1931 года

2 февраля 1932 года была готова первая партия из пяти доработанных ЯГ-10. Машины уже оснащены оригинальными, более длинными грузовыми платформами.

Балансирная тележка того же типа, что у Moreland позволяла перекашивать мосты на угол до 25°.

Опытный ЯГ-10 с дизелем Beardmore, построенный для автопробега-конкурса дизельных двигателей, отличался от серийных машин кабиной иной формы и тентованной платформой. 1933-1934 г.г.

Внешний вид ЯГ-10 менялся на протяжении всего выпуска сообразно изменениям, проводимым на базовой двухосной модели того же периода.

На излете своего выпуска, 18 ноября 1939 года, ЯГ-10 даже успел принять участие в автомобильном параде в честь 15-летия Советской автомобильной промышленности.

    В 20-30-ых годах ХХ века одним из основных путей повышения проходимости автомобилей считалось увеличение количества ведущих мостов. Если серийное производство полноприводных машин наталкивалось на определенные технологические сложности, то подкатить дополнительно к стандартному еще один ведущий мост, уменьшавший удельное давление колес машины на грунт, представлялось куда более дешевым и быстрым решением. Дополнительной выгодой при выборе такого решения становилось увеличение грузоподъемности машины благодаря увеличению количества колес, на которые распределялась нагрузка. Первым из советских автозаводов, разработавших конструкцию трехосного грузового автомобиля и запустивших ее в серийное производство, стал ЯГАЗ, создавший в 1931 году на базе грузовика Я-5 его трехосный вариант, получивший наименование ЯГ-10.
    Чтобы не увеличивать количество карданных передач в трансмиссии трехоски и не разрабатывать для нее раздаточную коробку, ярославскими инженерами была избрана кинематическая схема с проходным средним мостом. Средний мост ЯГ-10 являлся почти стандартным мостом Я-5, будучи лишь немного доработан в части конической ступени двойной главной передачи – картер среднего моста получил вывод от ведущей шестерни, через который крутящий момент передавался от ставшего проходным среднего моста на задний, тоже представлявший собой мост Я-5. Оба карданных вала, ряд деталей балансирной тележки и опоры рессор для первого опытного образца были пока заимствованы у американского грузовика Moreland, имея целью в дальнейшем наладить их выпуск на ЯГАЗе. Выполненная по типу Moreland и с применением его деталей подвеска задней балансирной тележки ЯГ-10 существенно отличалась от подвески заднего моста Я-5: расположенные сверху и снизу от оси балансира две рессоры крепились своими центральными частями к качавшемуся на этой оси башмаку, а чулки ведущих мостов зажимались между концами рессор через подвижные башмаки на шаровых опорах.
    Возрастающая нагрузка на раму потребовала ее усиления дополнительным швеллером в местах максимального напряжения, а кроме того, была приподнята грузовая платформа во избежание задевания за нее колесами задних мостов в случае их перекашивании при движении автомобиля по пересеченной местности. С учетом большей грузоподъемности (а ЯГ-10 предназначался для перевозки уже восьми тонн груза, на три тонны больше, чем мог увезти Я-5), была изменена и тормозная система автомобиля – в отличие от Я-5, у ЯГ-10 появился трансмиссионный стояночный тормоз, вследствие чего задние колеса лишились колодок, на которые передавалось усилие от ручного рычага, и остались только колодки, приводимые в действие педалью посредством системы тяг. При этом в конструкцию тормозной системы к уже имеющемуся вакуумному усилителю Bosch Dewandre был добавлен второй такой же.
    А вот силовой агрегат и трансмиссию ЯГ-10 унаследовал от Я-5 без изменений: американский 93-сильный шестицилиндровый карбюраторный двигатель Hercules-YXC, многодисковое сцепление Long, четырехступенчатая коробка передач Brown-Lipe 554. Да и по остальным узлам, включая рулевой механизм Ross, автомобиль не отличался от Я-5.
    Первый опытный образец ЯГ-10 был готов к концу октября 1931 года и 7 ноября он уже принял участие в ноябрьских празднествах в Ярославле, после чего был отправлен на испытания в НАТИ, которые проходил в период с 16 по 27 ноября. В ходе испытаний были зафиксированы биение карданного вала, издаваемый ведущими мостами сильный вой из-за люфтов в шестернях, при сильных перекосах ведущих мостов могли повреждаться карданные шарниры (следствие отсутствия ограничителей – при подъеме заднего левого и переднего правого колес балансирной тележки перекос достигал 25°), выходили из строя детали задней подвески, на буграх клинило тормоза среднего моста и т.д. Отдельно отмечалась необходимость включения в конструкцию демультипликатора. В заключении НАТИ буквально было сказано следующее: «Производство небольшого количества в течение ближайших 1-2 лет, в случае острой нужды, может быть допущено, но при условии следующих обязательных переделок…»
    Тем менее, несмотря на такой, скорее негативный, отзыв НАТИ, уже ко 2 февраля 1932 года Ярославский автозавод изготовил первую опытно-промышленную партию из пяти доработанных с учетом итогов испытаний ЯГ-10. 8 февраля эти машины были представлены в Москве на Красной площади делегатам XVII Всесоюзной конференции ВКП(б). Днем позже эти машины были осмотрены и Наркомом по военным и морским делам К.Е. Ворошиловым (собственно, эта колонна трехосок при отправлении из Ярославля именовалась как раз «колонной имени Клима Ворошилова»).
    Выпуск ЯГ-10 хотя и продолжался целых девять лет – до 1940 года, но при этом не носил массового характера. Всего за этот период было изготовлено 323 экземпляра ЯГ-10, включая и первый опытный образец 1931 года. Для увеличения силы тяги в сложных дорожных условиях серийные ЯГ-10 получили демультипликатор, а кроме того, для увеличения проходимости машины могли комплектоваться съемными цепями типа Overall (впрочем, и они тоже не были панацеей – в густой грязи шины просто пробуксовывали по внутренней поверхности цепи, лишая застрявшую машину шанса выбраться самостоятельно). Здесь стоит отметить, что внешний вид ЯГ-10 менялся на протяжении их выпуска, согласуясь с изменениями базовой двухосной модели соответствующего временного периода. Менялись оперение, колесные диски, кузов, бампер – но индекс машины оставался неизменен. Большая часть выпущенных ЯГ-10 эксплуатировались в РККА как обычные бортовые машины, цистерны или в качестве носителя вооружений.
    Помимо слабой оснащенности Ярославского автозавода, которая в принципе не позволяла предприятию даже близко достичь объемов выпуска ГАЗа или ЗИСа, еще одним фактором, сдерживающим выпуск именно трехосок, стало отсутствие для них подходящего и доступного двигателя. Закупка предназначавшихся для Я-5 (а значит, и для ЯГ-10) двигателей Hercules была прекращена в 1932 году, в связи с отсутствием у государства в достаточном объеме валюты. Оставшийся задел американских моторов был законсервирован и зарезервирован для установки только на ЯГ-10, поскольку армия нуждалась в таких машинах, а двигатель АМО-3 (с которым Я-5 превратился в ЯГ-3) для тяжелого ЯГ-10, и без того обладавшего недостаточной динамикой, совершенно не годился.
    В 1936 году была закуплена еще одна партия двигателей Hercules, продлившая срок конвейерной жизни ЯГ-10. И одновременно с этим, в том же году, Ярославский автозавод разработал модификацию трехоски с отечественным 82-сильным двигателем ЗИС-16, которым предполагалось оснащать автомобили, начиная с 1937 года. Машина в такой комплектации обозначалась как ЯГ-10М. Однако, в связи с задержкой в освоении серийного выпуска этого мотора, партия автомобилей в такой комплектации в количестве 10 единиц была выпущена лишь в 1938 году, а в дальнейшем двигатели ЗИС-16 более не поставлялись ввиду их нехватки для производства техники на самом МосЗИСе. По исчерпанию второй партии двигателей Hercules, ЯГ-10 был официально снят с производства в конце 1939 года с формулировкой «из-за неудовлетворительной и устарелой конструкции». Последние четыре ЯГ-10 были сданы в сбыт в начале 1940 года.



    В сентябре 2013 года брендом Ultra models была представлена модель ЯГ-10 с нестандартной кабиной и дизельным двигателем Beardmore, участвовавшего в испытательном дизельном автопробеге 1933 года по маршруту Москва–Тифлис–Москва. Эта модель так и осталась единственной моделью ЯГ-10 у Ultra models, но с разрешения правообладателя часть литьевых форм для этой модели тогда же была использована для моделей ЯГ-10 серийного производства, выпущенных в продажу брендом "Наш Автопром" в январе 2014 года. Модель серийного ЯГ-10 была предлжена в трех вариантах окраски – два оттенка защитного зеленого (оливковый темный и оливковый светлый) и светло-серый. Позднее, в 2022 году, оба варианта ЯГ-10 защитного цвета были перевыпущены, но уже будучи доукомплектованы тентом для грузовой платформы, также заимствованным у модели Ultra models:


    До появления массовых и недорогих моделей брендов "Наш Автопром" и "Ультра-моделс", долгое время модели ЯГ-10 и автомобилей на его базе выпускались в штучном порядке только мастером из Запорожья Владимиром Волчанецким (ниже на фотографиях представлены некоторые из его работ).


К другим автомобилям ЯАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 22 июня 2004 года          
Последняя редакция - 14 сентября 2025 года