ЗАО "Запорожский автомобилестроительный завод"

ЗАЗ-965A "Запорожец"

    В 1962 году ЗАЗ-965 был модернизирован и в октябре встал на конвейер под названием ЗАЗ-965А.
    ЗАЗ-965 превращался в ЗАЗ-965А традиционно для советского автопрома методом последовательных приближений - начиная с октября 1962 года (двигатель сменился на новый МеМЗ-966 мощностью 27 л.с. и рабочим объемом 0,887л) где то до апреля-мая 1963 года (была установлена новая коробка передач с передаточными числами, измененными под МеМЗ-966). С сентября 1963 года изменился капот. Номер стал располагаться выше, изменился корпус фонаря подсветки номера. Вместо прямоугольного сетчатого отверстия выше номера для выхода воздуха от двигателя появился карман под номером. Внешние отличия раннего "965А" от позднего "965" – узкая вертикальная эмблема с днепрогэсом, исчез росчерк в конце надписи "Запрожецъ", появились вентиляционные отверстия в подштамповке передка. Впрочем все это тоже наверняка внедрялось постепенно. На ЗАЗ-965А (тоже вероятнее всего не с начала производства) появились повторители указателей поворота на боковой поверхности передних крыльев.
    В декабре 1965 года ЗАЗ-965А был модернизирован, при этом обозначение модели не изменилось. Машина получила новый двигатель МеМЗ-966А мощностью 30 л.с. при том же (0,877л) рабочем объеме. Изменилась панель передка - вместо глубокой подштамповки появился повторяющий ее по форме выпуклый рельеф с несколькими вентиляционными отверстиями в центре. Вместе с подштамповкой пропал окаймлявший ее сверху молдинг и надпись "Запорожецъ". Пропал молдинг по центру крышки багажника. Эмблема с днепрогэсом приобрела вытянутую вертикально пятиугольную форму.
    Автомобиль был снят с производства в мае 1969 года. Розничная цена на тот момент составляла 2200 рублей.
    По мере роста выпуска автомобилей 965-го семейства они все чаще и чаще принимали учатсие в спортивных состязаниях тех лет. Вот что рассказывал Иван Кошкин, водитель-испытатель, мастер спорта СССР по ралли, работник автозавода с 1959 года: «965-й имел феноменальные качества. … Тогда в Союзе были популярны ралли, и мы успешно состязались в них с «Москвичами» и «Волгами». Однажды в Эстонии едем среди снегов, а штурман мой, Коля, решив перекусить, прозевал крутой правый. Наш ЗАЗ улетел с дороги и покатился по снежной целине, как мячик. Четыре раза перевернулся и встал на колеса. Я – газу, чтобы не увязнуть, и вернулся на дорогу. Уперлись спинами в погнутую крышу, выровняли ее и – вперед! Судейская бригада, которая ехала сзади, не поверила своим глазам...»
    Даже известный гонщик Стасис Брундза начинал свою спортивную и техническую карьеру с ЗАЗ-965.

    (Информация подготовлена с использованием материалов Павла Букатина и Тимура Бахмутова. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)



    На фотографии слева представлена модель ЗАЗ-965А, производимая мастерской AGD (г.Калининград). На остальных фото - модель ЗАЗ-965А работы А.Мазина.


К другим автомобилям "ЗАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 10 июля 2008 года          
Последняя редакция - 12 марта 2009 года