Одним из наиболее распространенных американских автомобилей, поставлявшихся в СССР в годы войны в рамках Закона по обеспечению защиты Соединенных Штатов (у нас более известный как Ленд-Лиз), стал полноприводный Dodge WC-51 и его модификация с лебедкой WC-52, входившие в семейство Dodge T214. Оба этих автомобиля являлись легкими грузовиками грузоподъемностью 750 кг с открытой двухместную кабиной без дверей и металлической грузовой платформой. Основной их задачей в РККА стала буксировка артиллерийских орудий калибра 57 и 76 мм, которые были тяжелы для легких внедорожников Willys MB и ГАЗ-64. Модели WC-51 и WC-52 стали своего рода «лицом» семейства Т214, будучи поставлены в 1942-1945 годах в количестве почти 25 000 единиц. Помимо них, в семейство входили штабные машины WC-53, ган-трак WC-55, автомобили-разведчики WC-56 и WC-57, унифицированные по кузову санитарные машины и радиофургоны WC-54, трехосные грузовики WC-63 и еще добрый десяток модификаций. Помимо WC-51 и WC-52, в 1944-1945 году в СССР были поставлено две сотни штабных WC-53 с закрытым восьмиместным кузовом, но остальные модели семейства официально не поставлялись, хотя единичные экземпляры каким-то образом иной раз оказывались в РККА.
Большая часть поставленных в СССР WC-51 и WC-52 была получена в виде сборочных машинокомплектов, которые преимущественно собирались на московском автозаводе имени Сталина. И именно ЗИСу в 1943 году Главным автомобильным управлением Красной армии (ГАУКА) было поручено разработать и построить партию из двадцати единиц пассажирских открытых кузовов для их установки на поступающие шасси Dodge, которые будут переданы в распоряжение высшего командного состава РККА. Уже к 30 июня 1943 года заказчиком был утвержден представленный автозаводом макет и кузовной цех ЗИС приступил к изготовлению оригинальных деталей. Вся заказанная партия из 20 машин была готова в августе того же года.
Примененное для пассажирской версии шасси Dodge WC-51 осталось неизменным, также без изменений была заимствована вся передняя часть автомобиля – оперение, капот, крылья. Для машины был разработан оригинальный кузов типа фаэтон со складным брезентовым верхом и съемными боковыми застекленными надставками-рамками на дверях. Примечательно, что автомобиль получил всего три двери – две по правому борту и одну пассажирскую по левому. Водительская дверь отсутствовала, поскольку на этом месте, слева от водителя, как и у базового грузовика, было закреплено запасное колесо. Передние сиденья, предназначенные для водителя и пассажира, были сохранены от базовой модели, а позади них в салоне появились два оригинальных дивана: трехместный с широкими подлокотниками сзади и двухместный (чтобы облегчить посадку и высадку пассажиров) перед ним. Помимо этого, в салоне была установлена полка для переносной рации, а позади трехместного дивана разместился узкий багажник глубиной всего 13 см, доступ в который был возможен только из салона.
Первая партия автомобилей в целом устроила заказчика и уже в сентябре ГАУКА разместило на ЗИСе заказ на изготовление еще одной партии аналогичных кузовов, но с некоторыми корректировками: требовалось изменить конструкцию деревянного каркаса кузова и тента, а также предусмотреть отдельную дверь для водителя, для чего перенести запасное колесо на задний борт кузова. До конца сентября было изготовлено 70 пассажирских «Доджей» с кузовами ЗИС, из которых десять получили особую отделку: кожаные салоны вместо дерматиновых (включая отделку панелей бортов и дверей), хромированные элементы декора, улучшенную окраску более качественной нитроэмалью. Наконец, в октябре последовал еще один заказ на пассажирские кузова для «Доджей», по которому до конца того года были изготовлены еще 55 машин. Общий объем постройки фаэтонов на базе Dodge WC-51 в 1943 году составил 145 единиц.
Стоит отметить, что «Додж» с кузовом ЗИС не получил отдельного индекса – в посвященном ему заводском альбоме эта машина поименована как «Штабной и командирский автомобиль с кузовом производства автозавода им. тов. Сталина, смонтированным на шасси «Додж» – мод. WC-51, ¾ тн. (4х4)». Примечательно, что эти пассажирские машины даже не попали в товарный выпуск 1943 года – возможно, они были сданы как обычные «Доджи» и не выделялись отдельно.
В 1944 году ЗИС к постройке этих машин не возвращался (кроме августа 1944 года, когда на восстановление и небольшую переделку с целью повышения уровня комфорта пассажиров были возвращены десять таких машин), а с появлением в войсках в том же году серийно выпускаемых американских Dodge WC-53 с закрытым восьмиместным кузовом вопрос постройки штабных автомобилей был окончательно снят. |