ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-130А
ЗИЛ-130А1
ЗИЛ-130АУ

Опытный ЗИЛ-3Э130А
декабрь 1958 года

    Первоначально в рамках перспективного семейства ЗИЛ-130 автозаводом планировался выпуск пяти основных моделей, помимо базового ЗИЛ-130:
ЗИЛ-130А (первый опытный образец, обозначавшийся как ЗИЛ-3Э130А, был изготовлен в декабре 1958 года; в дальнейшем было построено еще три экземпляра различавшихся в деталях машин уже под индексом ЗИЛ-130А - в 1959 году, во II квартале 1960 года и в октябре 1961 года) – бортовой автомобиль-тягач грузоподъёмностью 4000-5500 кг для постоянной работы с прицепом общим весом 6400 кг, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством и пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа;
ЗИЛ-130Б – шасси для сельскохозяйственных самосвалов грузоподъемностью 4000 кг;
ЗИЛ-130В– седельный тягач с укороченной колёсной базой (3300 мм) для буксировки полуприцепов общим весом 10500 кг;
ЗИЛ-130Г – бортовой длиннобазный грузовик грузоподъёмностью 4000-5500 кг с платформой с двухсекционными боковыми бортами (колёсная база 4500 мм);
ЗИЛ-130Д – шасси с укороченной колёсной базой (3300 мм) под строительный самосвал грузоподъёмностью 4500 кг.
    Из приведенного списка часть моделей – ЗИЛ-130А, ЗИЛ-130В и ЗИЛ-130Д – предполагалось оснащать спроектированным специалистами ЗИЛа двухступенчатым двухскоростным задним мостом с парой конических гипоидных и двумя парами цилиндрических косозубых шестерён. Конструкция моста была разработана по принципу коробки передач, скорости переключались из кабины водителя с помощью шлицевой муфты. Передаточные числа первой и второй ступеней составляли соответственно i=8,60 и i=6,63. Благодаря такой конструкции ведущего моста тягово-динамические показатели автомобиля существенно улучшались. Недостатками же данного механизма являлись заметно увеличившиеся по сравнению с обычным мостом габариты и вес, а также то, что для переключения передач необходимо было полностью останавливать машину.

    Для изготовления двухскоростного моста требовалось большое количество оригинального зубонарезного оборудования, отсутствовавшего в станочном парке автозавода, поэтому выпуск таких машин был отложен на неопределённое время, а на замену в 1962 году была разработана упрощённая версия, укомплектованная обычным односкоростным двухступенчатым задним мостом с повышенным передаточным числом (i=6,97). Такая модификация получила обозначение ЗИЛ-130А1 (при этом общий допустимый вес буксируемого прицепа был оставлен на уровне 6400 кг). Автомобиль оборудовался четырёхрядным радиатором, комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, пневматическим двухрупорным звуковым сигналом и зеркалами заднего вида увеличенного размера. «Единичка» в индексе модели указывала на временность ее существования и скорую замену на конвейере на первоначально разработанную конструкцию – немедленно, как только в производстве будет освоен двухскоростной мост, однако производство такого моста так и не было освоено. Необходимость же в присвоении отдельного индекса для обозначения бортового тягача отпала ввиду того, что поменялись взгляды на область применения новой модели – теперь все модификации машины рассматривались в качестве тягачей, предназначавшихся для постоянной работы в составе автопоездов, поэтому оснасткой для работы с прицепами – комбинированным тормозным краном, разобщительным краном, соединительной головкой для подсоединения тормозов прицепа и штепсельной розеткой для подключения его электроприборов – с 1964 года, ещё до начала массового серийного производства, стали комплектоваться все бортовые варианты линейки ЗИЛ-130.

    Помимо собственно бортового тягача ЗИЛ-130А, в 1961 году была создана его модификация ЗИЛ-130АУ - бортовой тягач грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской, с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа. Эта модификация, изготовленная в единственном экземпляре, также осталась в числе опытных разработок.
    Опытный образец ЗИЛ-3Э130А, построенный в декабре 1958 года, в 1961 году был переоборудован в тропический вариант ЗИЛ-130.

Текст - Юрий Воробьёв



    Модель.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 10 апреля 2016 года          
Последняя редакция - 04 марта 2018 года