Взамен не пошедшего в серию шасси для строительных (промышленных) самосвалов ЗИЛ-130Д, имевшего двухскоростной задний мост, на конвейер в 1964 году встала его упрощенная модификация со стандартным односкоростным мостом, получившая обозначение ЗИЛ-130Д1. Появившаяся в индексе модели «единичка» указывала на временность ее существования – такое исполнение предполагалось снять с конвейера немедленно, как будет начат выпуск изначально спроектированного ЗИЛ-130Д. Однако, шасси ЗИЛ-130Д так и не увидели конвейера, но зато ЗИЛ-130Д1 продержался на конвейере предприятия на протяжении всего периода выпуска семейства ЗИЛ-130 – до конца 1985 года.
На короткобазные (3300 мм) самосвальные шасси устанавливался топливный бак ёмкостью 125 литров и усиленные задние 16-листовые рессоры (против 13-листовых у базовой модели). Первоначально (до середины 1965 года) передаточное число заднего моста ЗИЛ-130Д1 составляло i=6,97, но уже с июля 1965 года шасси ЗИЛ-130Д1 в целях повышения долговечности и улучшения топливной экономичности стало комплектоваться задним мостом 130-2400008 с редуктором 130-2402010 с главной передачей с передаточным числом 6,45 от базового ЗИЛ-130, в связи с чем стала устанавливаться коробка передач 130-1700009 со стандартной ведомой шестернёй привода спидометра. В марте 1968 года передаточное число было уменьшено еще раз - до i=6,32.
Помимо укороченной колесной базы и иного передаточного числа в главной передаче, шасси ЗИЛ-130Д1 отличалось от базового ЗИЛ-130 длиной рамы с четырьмя поперечинами (5240 мм против 6300 мм у ЗИЛ-130) и основного карданного вала (949 мм против 1425 мм), а также отсутствием буксирного прибора и промежуточной опоры карданной передачи. Поскольку шасси ЗИЛ-130Д1 предназначалось в качестве базового под промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555 и ЗИЛ-ММЗ-4502, не предназначенные для работы с прицепом, оно комплектовалось одинарным тормозным краном и буксирными петлями без резинового амортизатора, использовавшимися только для вытаскивания застрявшей машины.
На шасси ЗИЛ-130Д1 автозаводом не монтировались держатели запасного колеса, задние световые приборы и кронштейны крепления номерного знака – их установка осуществлялась непосредственно на самосвальную надстройку при её монтаже на ММЗ.
Помимо базового шасси ЗИЛ-130Д1, автозаводом также выпускались следующие его исполнения:
ЗИЛ-130Д1Э (1965-1986) – шасси под промышленный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555Э, экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
ЗИЛ-130Д1Т (1965-1986) – шасси под промышленный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555Т, экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
Текст - Юрий Воробьёв |