В августе 1957 года появилась версия ЗИЛ-130Л (вторая опытная серия) с обновлёнными кабиной и оперением, для которой предназначался форсированный рядный верхнеклапанный 6-цилиндровый двигатель ЗИЛ-120 объёмом 5555 см3 и степенью сжатия 6,2, показавший по результатам испытаний максимальную мощность 130 л.с. при 2800 об/мин и максимальный крутящий момент 39,5 кГм при 1600 об/мин, получивший наименование ЗИЛ-120ВК (ВК – верхнеклапанный, в отличие от серийных нижнеклапанных ЗИЛ-120). Согласно техническому заданию, предусматривалась разработка бортового тягача для систематической работы с прицепом ЗИЛ-130АЛ, длиннобазного бортового ЗИЛ-130ГЛ, шасси под сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-130БЛ и седельного тягача ЗИЛ-130ВЛ (индексы были присвоены согласно распоряжения Главного конструктора ЗИЛ №11 от 19 января 1957 года: "...в связи с разработкой проекта автомобиля ЗИЛ-130 с линейным верхнеклапанным двигателем 120ВК присвоить автомобилю и его модификациям следующие номера: Э130Л – бортовой, Э130АЛ – тягач с 2-скоростным мостом, Э130БЛ – шасси самосвала, Э130ВЛ – седельный тягач, Э130ГЛ – длиннобазный...") и самосвального шасси ЗИЛ-130ДЛ (распоряжение Главного конструктора ЗИЛ №165 от 23 октября 1957 года: "...присвоить номер модификации шасси строительного самосвала с короткой базой 3300 мм ЗИЛ-Э130ДЛ..."). Но в результате были построены только два опытных образца базового бортового ЗИЛ-130Л с разными вариантами двигателя – №1 с двухкамерным карбюратором К-86, мощностью 136 л.с. при 3000 об/мин и максимальным крутящим моментом 38,6 кГм при 1450 об/мин и №2 с карбюратором К-82, мощностью 125 л.с. при 2800 об/мин и максимальным крутящим моментом 38 кГм при 1400 об/мин, причём образец №2 в конце 1957 года был переоборудован в самосвальное шасси ЗИЛ-130БЛ. Машины этого семейства планировались к выпуску на период, пока не будет доведён до нужных параметров и запущен в производство новый V-образный двигатель, о чём свидетельствует распоряжение ЗИЛ №1582 от 30 ноября 1957 года: "...в связи с началом выдачи в производство ТД на новые автомобили присвоить им следующие номера:
ЗИЛ-130 – новый грузовой автомобиль, имевший в экспериментальных образцах номер ЗИЛ-Э130Л, с верхнеклапанным линейным двигателем;
ЗИЛ-130А – бортовой тягач для работы с прицепом на базе ЗИЛ-130, ранее именуемый ЗИЛ-Э130АЛ;
ЗИЛ-130Б – шасси под самосвал на базе ЗИЛ-130, ранее именуемое ЗИЛ-Э130БЛ;
ЗИЛ-130В – тягач седельный для работы с прицепом на базе ЗИЛ-130, ранее именуемый ЗИЛ-Э130ВЛ;
ЗИЛ-130Г – грузовой автомобиль с базой 4300 мм на базе ЗИЛ-130, ранее именуемый ЗИЛ-Э130ГЛ;
ЗИЛ-130Д – шасси короткобазного тягача с базой 3300 мм на базе ЗИЛ-130, ранее именуемое ЗИЛ-Э130ДЛ."
Однако, по параметрам, достигнутым в ходе испытаний, стало ясно, что ЗИЛ-120ВК не соответствуют требованиям, предъявляемым к силовым агрегатам современных автомобилей, к тому же выяснилось, что у этих двигателей наблюдался повышенный износ основных деталей (цилиндров, поршней, направляющих втулок клапанов, шеек коленчатого вала и пр.), а резерв для дальнейшего форсирования исчерпан. В итоге, 10 мая 1958 года вышел приказ по автозаводу №291: "...в связи с разработанной технической документацией на V-образный двигатель, аннулировать подготовку производства по верхнеклапанному линейному двигателю...".
Несмотря на это, работы по модификациям с рядным двигателем продолжали вестись вплоть до 1960 года. К примеру, после пробега в 22034 км на моторе опытного образца ЗИЛ-130Л №1 с 6,2 до 7,5 была повышена степень сжатия, вследствие чего его мощность возросла до 154 л.с. при 3000 об/мин, а максимальный крутящий момент – до 40 кГм при 2000 об/мин. А в 1960 году была предпринята попытка вместо не оправдавшего надежд верхнеклапанного ЗИЛ-120ВК поставить на машину самый совершенный на то время двигатель линейки ЗИЛ-120 – ЗИЛ-158В мощностью 110 л.с. при 2800 об/мин, максимальным крутящим моментом 34,5 кГм при 1250-1300 об/мин и степенью сжатия 6,5, работавший на бензине А-72. Были построены опытные бортовой ЗИЛ-130Л, седельный тягач ЗИЛ-130ВЛ и шасси для сельскохозяйственных самосвалов ЗИЛ-130БЛ с таким мотором, но дальнейшего развития это направление так и не получило.
ЗИЛ-130ДЛ остался существовать лишь на бумаге, а в качестве альтернативного варианта для модификаций ЗИЛ-130, не нуждавшихся в мощном V-образном восьмицилиндровым двигателе, стали рассматриваться двигатели ЗИЛ-130М, имевшие меньшую мощность.
Текст - Юрий Воробьёв |