ЗИЛ-130Г – бортовой длиннобазный грузовик (и шасси для спецавтомобилей) с колесной базой 4500 мм, изначально разработанный в рамках семейства ЗИЛ-130. В ходе отработке конструкции перед началом серийного выпуска автомобиля, было построено шесть опытных экземпляров: один образец в 1959 году (впоследствии был перестроен в ЗИЛ-130ГМ), один – во II квартале 1960 года, два образца (из которых один предназначался для выставки) – в 1961 году, два образца (оба для выставок) – в 1962 году.
В отличие от ряда других машин семейства, которые планировалось оснащать двухскоростным задним мостом (ЗИЛ-130А, ЗИЛ-130В, ЗИЛ-130Д), конструкция которого была разработана по принципу коробки передач, где скорости переключались с помощью шлицевой муфты, ЗИЛ-130Г сразу получил обычный односкоростной двухступенчатый задний мост.
Помимо увеличенной колесной базы, ЗИЛ-130Г отличался от базового ЗИЛ-130 рамой увеличенной длины с шестью поперечинами (7250 мм против 6300 мм у ЗИЛ-130), более длинным промежуточным карданным валом (1205 мм против 504 мм) и более длинной грузовой платформой (4686 мм против 3752 мм), оборудовавшейся четырьмя боковыми бортами пониженной (на 110 мм) по сравнению с базовой моделью высоты, и предназначался для перевозки длинномерных грузов и грузов с малым удельным весом. Вследствие увеличившейся длины лонжеронов рамы машины, в пневматической системе в результате изменения расположения второго воздушного баллона были введены специфические трубки от первого ресивера ко второму и от второго ресивера к тормозному крану, а в системе электрооборудования монтировались свои собственные задний пучок проводов и пучки проводов задних фонарей. Доля этих автомобилей в производственной программе предприятия была относительно невелика, но при этом, встав на конвейер во второй половине 1965 года, они выпускались до самого конца выпуска семейства ЗИЛ-130. С ноября 1965 года грузоподъёмность бортовых грузовиков ЗИЛ-130Г, как и ЗИЛ-130, на всех дорогах, кроме дорог IV и V категорий местного значения, была установлена на уровне 5000 кг.
В течение всего срока выпуска семейство ЗИЛ-130 постоянно модернизировалось. Помимо описанных общих конструктивных изменений семейства, ЗИЛ-130Г с января 1972 года получил крюки запора боковых бортов платформы облегчённой конструкции. А в 1975 году, в целях оптимизации и удешевления производства, в конструкции платформы ЗИЛ-130Г появились детали (передний и задний борта, оси петель бортов, стойки с их осями, кронштейнами и цепью, ограничительные буфера боковых бортов, брызговики) унифицированные с элементами кузова трёхосного ЗИЛ-133Г1, при этом габаритные брусья на бортах стали располагаться чуть ниже своего первоначального положения (также аналогично ЗИЛ-133Г1).
Кроме базовой модели для внутреннего рынка ЗИЛ-130Г, автозаводом также выпускались следующие ее модификации:
ЗИЛ-130ГЭ – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
ЗИЛ-130ГТ – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
ЗИЛ-130ГЕ - шасси с экранированным электрооборудованием для спецавтомобилей.
ЗИЛ-130ГЕЭ – экспортное шасси с экранированным электрооборудованием для стран с умеренным климатом.
ЗИЛ-130ГЕТ – экспортное шасси с экранированным электрооборудованием для стран с тропическим климатом (впоследствии - шасси с экранированным электрооборудованием в едином экспортном исполнении для разных климатических поясов).
Помимо перечисленных серийных модификаций, существовали еще три варианта, оставшихся в числе опытных разработок:
– ЗИЛ-130ГУ – бортовой длиннобазный (база 4500 мм) грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской. Эта машина была построена в 1961 году в единственном эксземпляре. Впоследствии этот индекс был присвоен выпускавшемуся в ограниченных количествах бортовому грузовику с особо длинной базой (5600 мм).
– в 1961 году была разработана модификация ЗИЛ-130ГМ (колесная база 4500 мм) без оснастки для работы с прицепом, укомплектованная двигателем ЗМЗ-41 мощностью 135-138 л.с.
– в 1965 году увидела свет модификация ЗИЛ-130ГС, предназначенная для эксплуатации в районах Крайнего Севера, серийно не выпускавшаяся.
Текст - Юрий Воробьёв |