В 1959 году еще преобладало мнение, что мощность 150 л.с., развиваемая двигателем ЗИЛ-130, в принципе являлась избыточной для половины разрабатывавшихся вариаций нового грузовика, поэтому была предпринята попытка разделить планировавшиеся к серийному выпуску автомобили семейства на две группы: машины, не предназначенные для постоянной работы в составе автопоездов с мотором пониженной мощности, и тягачи с обычным силовым агрегатом.
На машины первой группы, куда относились бортовой ЗИЛ-130 (базовая модель), длиннобазный бортовой ЗИЛ-130Г и шасси под сельскохозяйственный самосвал ЗИЛ-130Б, предполагалось устанавливать V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-41 (в заводских документах именовался ЗИЛ-130М) мощностью 138 л.с. при 3400 об/мин и максимальным крутящим моментом 38 кГм при 1600-1800 об/мин, со степенью сжатия 6,7 и рабочим объёмом 5526 см3, производства Заволжского моторного завода. Этот двигатель представлял собой развитие горьковского двигателя ГАЗ-41, устанавливавшегося на БРДМ-2.
Базовый бортовой грузовик с таким двигателем получил "отмоторное" наименование ЗИЛ-130М и, помимо силового агрегата, отличался бездисковыми колёсами и крышей, окрашенной в белый цвет, монтировавшейся в тот период на все опытные образцы машин третьей серии (в этот период заводскими специалистами изучалась взаимосвязь между температурой в кабине и утомляемостью водителя и на основании этих исследований были даны рекомендации по окрашиванию крыши кабины в белый цвет – поскольку белый цвет обладает большей отражающей способностью, то окрашенная в белый кабина меньше нагревалась бы на солнце. На Госиспытания пошли автомобили именно с белыми крышами, однако в серию такое решение не пошло – окрашивать в иной цвет крышу кабины не позволяли условия массового производства).
До начала поставок двигателей ЗМЗ-41 с Заволжского моторного завода предполагалось временно выпускать базовую модель под индексом ЗИЛ-130 с силовым агрегатом ЗИЛ-130.
Государственные испытания доработанных образцов с различными вариантами двигателей – ЗИЛ-130, ЗИЛ-130А, ЗИЛ-130В с мотором ЗИЛ-130, ЗИЛ-130М и ЗИЛ-130Г с мотором ЗМЗ-41 состоялись в 1961 году. По их результатам всё семейство ЗИЛ-130 было рекомендовано для постановки на производство, но в силу различных причин дальше экспериментов с заволжским силовым агрегатом дело так и не пошло и в дальнейшем все автомобили новой линейки (кроме экспортных с дизелями Perkins) оборудовались «родными» двигателями ЗИЛ-130.
ЗИЛ-130М остался в стадии экспериментальных экземпляров (всего изготовлено два экземпляра в 1961 году) – как из-за неготовности предприятий к серийному выпуску таких двигателей, так и из-за определенного нежелания заводчан использовать на своих автомобилях чужой двигатель. Вероятно, сыграла свою роль и необходимость максимальной унификации выпускаемой автозаводом номенклатуры для всемерного удешевления производства машины, что становилось затруднительным при использовании двух различных двигателей. Использование двух двигателей, приводившее к разунификации большого числа узлов и агрегатов внутри семейства, по итогам испытаний было даже отмечено как серьезный недостаток.
Текст - Юрий Воробьёв |