В 1966 году базовой моделью семейства ЗИЛ-130 стала модернизированная модель грузовика, получившая обозначение ЗИЛ-130-66. Машину отличали увеличенная до 5 тонн грузоподъемность при одновременном увеличении ресурса двигателя до 200 тыс. километров (срок эксплуатации до первого капремонта). При этом повышение ресурса двигателя было лишь первым этапом общей программы модернизации.
Большая модернизация семейства ЗИЛ-130 была запланирована на 1977 год. Модернизируемые базовые грузовики обозначались как ЗИЛ-130-77. Первый опытный образец такой машины появился в 1975 году – ее грузоподъемность была увеличена до 6 тонн, а ресурс двигателя - до 300 тыс. км. Кроме того, ЗИЛ-130-77 предполагалось комплектовать принципиально новой тормозной системой, панелью приборов типа КамАЗ, и облицовкой радиатора с фарами, расположенными внизу (в соответствии с новым ГОСТом). Отдельное место в списке нововведений машины занимал перспективный двигатель ЗИЛ-130Ф с форкамерно-факельным зажиганием. Особенностью конструкции этого двигателя являлось наличие предкамеры с двумя сопловыми отверстиями с впускным клапаном, приводимым от коромысла основного впускного клапана. Применение форкамерно-факельного зажигания обеспечивало снижение эксплуатационного расхода топлива в среднем на 10% и уменьшение в два раза токсичности отработавших газов. Двигатель ЗИЛ-130Ф был разработан в 1967-1971 г.г. и по окончании всех видов межведомственных испытаний, включая эксплуатационные, был рекомендован для организации серийного производства, однако серийно так и не выпускался.
По ряду причин реализовать одновременно весь первоначально запланированный комплекс модернизации не удавалось, поэтому было принято решение ограничиться только теми нововведениями, которые можно было внедрить быстро и с минимальными изменениями производственных техпроцессов. Таким образом, в рамках этой программы с апреля 1977 года в серию пошли доработанные машины (условное обозначение - ЗИЛ-130-76) с увеличенной до 6 тонн грузоподъемностью, во второй половине 1978 года ЗИЛ-130 получили новую облицовку радиатора, а с апреля 1979 года на некоторые машины, в основном экспортные и седельные тягачи, стали устанавливать задний мост с гипоидной главной передачей.
Одновременно с этим продолжались работы по повышению ресурса штатного двигателя машины – машины с доработанным двигателем получили дополнительную букву «Н» в индексе (ЗИЛ-130Н-76). В серию машины с повышенным ресурсом двигателя пошли в 1977 году и во все возрастающих количествах выпускались параллельно с обычными, поскольку сразу обеспечить весь объем выпуска автомобилей семейства модернизированным двигателем завод оказался не готов.
Из материалов по изменению конструкции ЗИЛ-130: "В 1974-1977 г.г. на двигателях начали внедряться:
– блоки цилиндров из чугуна повышенной прочности СЧ 24-44 взамен чугуна средней прочности СЧ 18-36;
– поршни с нирезистовой вставкой в зоне верхнего поршневого кольца (такие двигатели получили наименование 130-1000260-Н);
– усиленные крышки коренных подшипников коленчатого вала;
– распределительный вал с увеличенными по ширине средней опорной шейкой и её втулкой (апрель 1976-го);
– цековка глубиной 5-7 мм всех резьбовых отверстий блока цилиндров под соответственно удлинившиеся на 7 мм болты крепления головок (июнь 1976-го);
– сталеалюминиевые разрезные упорные шайбы коленчатого вала, состоящие из двух полуколец (октябрь 1976-го);
– бесшплинтовое крепление крышек шатунов: взамен комплекта «болт-прорезная гайка-шплинт» устанавливался комплект «болт-плоская шайба-гайка» с болтами повышенной твёрдости и увеличенным шагом резьбы (декабрь 1976-го).»
Вследствие перечисленных нововведений ресурс силового агрегата повысился сначала до 250000 км, впоследствии до 300000 км.
Автомобили с повышенным ресурсом двигателя полностью вытеснили на конвейере своих предшественников с 1982 года. Тогда же из их индекса пропала буква «Н», поскольку отпала необходимость отличать одну модель от другой в заводской технологической, конструкторской, отчетной и иной документации.
В рамках семейства ЗИЛ-130 выпускались следующие модели с повышенным ресурсом двигателя:
ЗИЛ-130Н – бортовой грузовик или шасси;
ЗИЛ-130НЭ и ЗИЛ-130НТ – экспортные модификации бортового грузовика или шасси, предназначенные для, соответственно, для эксплуатации в умеренном или тропическом климате;
ЗИЛ-130ЕН – шасси для спецавтомобилей с герметичным экранированным электрооборудованием и его экспортная модификация ЗИЛ-130ЕНТ;
ЗИЛ-130ГН - бортовой или шасси для спецавтомобилей с увеличенной колесной базой (4500 мм) и его экспортные модификации ЗИЛ-130ГНЭ и ЗИЛ-130ГНТ;
ЗИЛ-130В1Н - седельный тягач и его экспортные модификации ЗИЛ-130В1НЭ и ЗИЛ-130В1НТ;
ЗИЛ-138В1Н – газобаллонный седельный тягач.
Текст - Юрий Воробьев, Максим Шелепенков |