ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-130С

    Первый опытный образец бортового грузовика, предназначавшегося для эксплуатации в районах Крайнего Севера, был изготовлен в III квартале 1962 года путём переоборудования опытного тягача ЗИЛ-130А, построенного в октябре 1961 года. Два следующих образца были изготовлены в 1963 году, уже на основе серийных ЗИЛ-130. Комплектация опытных образцов в основном уже соответствовала принятой впоследствии для серийного ЗИЛ-130С.
    Выпуск серийных ЗИЛ-130С был начат спустя более десяти лет - 12 августа 1974 года на Читинском автосборочном заводе (входившем тогда в состав производственного объединения "АвтоЗИЛ") из комплектующих, поставлявшихся с ЗИЛа, началось изготовление грузовика ЗИЛ-130С (как бортового, так и в виде шасси для спецнадстроек), предназначенного для эксплуатации в районах Крайнего Севера при температуре до –60°С. В отличие от обычных машин этот автомобиль имел следующие особенности комплектации:
    – кабину с дополнительным утеплением из напылённого на её внутренней поверхности пенополиуретана толщиной 8-12 мм, утеплителем дверей, двойным остеклением ветрового и боковых окон и форточек, а также заглушенным задним окном;
    – резиновые уплотнители в отверстиях для прохода рычага стояночного ручного тормоза и тяги педали управления дроссельными заслонками карбюратора;
    – предпусковой подогреватель П-100;
    – дополнительный бензобак ёмкостью 60 литров, монтировавшийся между лонжеронами в задней части рамы;
    – утеплительные чехлы на капоте и облицовке радиатора;
    – рамой с буфером увеличенной ширины и окнами для монтажа противотуманных фар;
    – противотуманные фары ФГ119 с оптическими элементами ФГ119 и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 и 40 Вт, устанавливавшиеся в бампере (использовалась только нить на 50 Вт);
    – прожектор-искатель ФГ16-Л с оптическим элементом ФГ16 и лампой А-12-50+40 (использовалась нить на 50 Вт);
    – пневматический двухтональный звуковой сигнал С40-В с ножным выключателем ВК40-А;
    – шанцевый инструмент (одноручная пила, топор, лопата и лом).
    На панели приборов появились:
    – указатель уровня топлива с переключателем для двух бензобаков;
    – указатель температуры электролита аккумуляторной батареи;
    – ручка управления заслонкой обогрева аккумуляторной батареи;
    – выключатель прожектора-искателя;
    – выключатель противотуманных фар.
    Для двойного остекления ветрового окна использовались левое и правое стёкла от ЗИЛ-131, устанавливавшиеся поверх основного цельного панорамного стекла и прижимавшиеся металлическими накладками, которые в свою очередь крепились винтами М5 к фланцу оконного проёма. Между стёклами имелся переменный зазор величиной 6-9 мм, обеспечивавшийся при помощи жгута из губчатой резины диаметром 12 мм.
    В соответствии с условиями эксплуатации, автомобили ЗИЛ-130С комплектовались резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины. В системе смазки двигателя и для обслуживания агрегатов трансмиссии использовались специальные масла (АСЗп-6,ТМ-3-9, ТМ-4-9) и консистентные материалы (ЦИАТИМ-201, Лита), созданные для эксплуатации в условиях низких температур. В системе электрооборудования применялась особая проводка, изготовлявшаяся в северном исполнении. Аккумуляторная батарея с датчиком указателя температуры электролита располагалась в термоизолированном кожухе и обогревалась выхлопными газами двигателя, поступавшими через патрубок, вваренный в левую приёмную трубу глушителя. Вследствие увеличившейся высоты батареи, для возможности её беспрепятственного технического обслуживания введена левая подножка кабины с углублением и со съёмным щитком от ЗИЛ-131. Выпускная труба глушителя для улучшения обзорности при разъездах и обгонах была выведена на правую сторону грузовика.
    Часть машин была оборудована лебёдкой, приводимой от односкоростной реверсивной коробки отбора мощности с тяговым усилием 5 тс, рассчитанной на передачу мощности до 30 л.с. (22 кВт), устанавливавшейся на правом люке коробки передач. Привод редуктора осуществлялся с помощью двух карданных валов (переднего сплошного литого и заднего полого трубчатого) с тремя шарнирами и промежуточной опорой, расположенной на переднем валу.
    В мае 1976 года была упразднена верхняя, выступающая над полом кабины, рукоятка рычага включения коробки отбора мощности автомобиля ЗИЛ-130С. С этого времени рычаг полностью располагался под полом, а включение КОМ осуществлялось через люк со съёмной герметичной крышкой при помощи накидного ключа для затяжки гаек стремянок рессор 308547Э. В июле 1979 года на ЗИЛ-130С был модернизирован привод лебёдки за счет установки одного трубчатого карданного вала вместо двух прежних и ликвидации промежуточной опоры.
    Северные модификации ЗИЛ-130 окрашивались в хорошо заметные на фоне снега красный, оранжевый и армейский защитный цвета. Выпуск ЗИЛ-130С продолжался до снятия с конвейера семейства ЗИЛ-130 – до декабря 1985 года.

Текст - Юрий Воробьёв




    Модель.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 22 апреля 2016 года          
Последняя редакция - 11 февраля 2024 года