ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-130С

    Первый опытный образец бортового грузовика, предназначавшегося для эксплуатации в районах Крайнего Севера, был изготовлен в III квартале 1962 года путём переоборудования опытного тягача ЗИЛ-130А, построенного в октябре 1961 года. Два следующих образца были изготовлены в 1963 году, уже на основе серийных ЗИЛ-130. Комплектация опытных образцов в основном уже соответствовала принятой впоследствии для серийного ЗИЛ-130С.
    Выпуск серийных ЗИЛ-130С был начат спустя более десяти лет - 12 августа 1974 года на Читинском автосборочном заводе (входившем тогда в состав производственного объединения "АвтоЗИЛ") из комплектующих, поставлявшихся с ЗИЛа, началось изготовление грузовика ЗИЛ-130С (как бортового, так и в виде шасси для спецнадстроек), предназначенного для эксплуатации в районах Крайнего Севера при температуре до –60°С. В отличие от обычных машин этот автомобиль имел следующие особенности комплектации:
    – кабину с дополнительным утеплением из напылённого на её внутренней поверхности пенополиуретана толщиной 8-12 мм, утеплителем дверей, двойным остеклением ветрового и боковых окон и форточек, а также заглушенным задним окном;
    – резиновые уплотнители в отверстиях для прохода рычага стояночного ручного тормоза и тяги педали управления дроссельными заслонками карбюратора;
    – предпусковой подогреватель П-100;
    – дополнительный бензобак ёмкостью 65 литров, монтировавшийся между лонжеронами в задней части рамы;
    – утеплительные чехлы на капоте и облицовке радиатора;
    – противотуманные фары ФГ119 с оптическими элементами ФГ119 и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 и 40 Вт, устанавливавшиеся в бампере (использовалась только нить на 50 Вт);
    – прожектор-искатель ФГ16-Л с оптическим элементом ФГ16 и лампой А-12-50+40 (использовалась нить на 50 Вт);
    – пневматический двухтональный звуковой сигнал С40-В с ножным выключателем ВК40-А;
    – шанцевый инструмент (одноручная пила, топор, лопата и лом).
    На панели приборов появились:
    – указатель уровня топлива с переключателем для двух бензобаков;
    – указатель температуры электролита аккумуляторной батареи;
    – ручка управления заслонкой обогрева аккумуляторной батареи;
    – выключатель прожектора-искателя;
    – выключатель противотуманных фар.
    Для двойного остекления ветрового окна использовались левое и правое стёкла от ЗИЛ-131, устанавливавшиеся поверх основного цельного панорамного стекла и прижимавшиеся металлическими накладками, которые в свою очередь крепились винтами М5 к фланцу оконного проёма. Между стёклами имелся переменный зазор величиной 6-9 мм, обеспечивавшийся при помощи жгута из губчатой резины диаметром 12 мм.
    В соответствии с условиями эксплуатации, автомобили ЗИЛ-130С комплектовались резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины. В системе смазки двигателя и для обслуживания агрегатов трансмиссии использовались специальные масла (АСЗп-6,ТМ-3-9, ТМ-4-9) и консистентные материалы (ЦИАТИМ-201, Лита), созданные для эксплуатации в условиях низких температур. В системе электрооборудования применялась особая проводка, изготовлявшаяся в северном исполнении. Аккумуляторная батарея с датчиком указателя температуры электролита располагалась в термоизолированном кожухе и обогревалась выхлопными газами двигателя. Выпускная труба глушителя для улучшения обзорности при разъездах и обгонах была выведена на правую сторону грузовика.
    В мае 1976 года была упразднена верхняя, выступающая над полом кабины, рукоятка рычага включения коробки отбора мощности автомобиля ЗИЛ-130С. С этого времени рычаг полностью располагался под полом, а включение КОМ осуществлялось через люк со съёмной герметичной крышкой при помощи накидного ключа для затяжки гаек стремянок рессор 308547Э.
    Часть машин была оборудована лебёдкой, приводимой от односкоростной реверсивной коробки отбора мощности с тяговым усилием 5 тс, рассчитанной на передачу мощности до 30 л.с. (22 кВт), устанавливавшейся на правом люке коробки передач. Привод редуктора осуществлялся с помощью двух карданных валов (переднего сплошного литого и заднего полого трубчатого) с тремя шарнирами и промежуточной опорой, расположенной на переднем валу. В июле 1979 года на ЗИЛ-130С был модернизирован привод лебёдки за счет установки одного трубчатого карданного вала вместо двух прежних и ликвидации промежуточной опоры.
    Северные модификации ЗИЛ-130 окрашивались в хорошо заметные на фоне снега красный, оранжевый и армейский защитный цвета. Выпуск ЗИЛ-130С продолжался до снятия с конвейера семейства ЗИЛ-130 – до декабря 1985 года.

Текст - Юрий Воробьёв




    Модель.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 22 апреля 2016 года          
Последняя редакция - 28 марта 2018 года