Грузовик ЗИЛ-130 регулярно проходил аттестацию на Государственный знак качества (в 1971, 1974, 1977, 1980, 1983 годах), но существовали достаточно жесткие ограничения по количеству таких аттестаций без значительного улучшения конструкции.
В 1976 году фактически заново начать отсчет аттестациям помогло повышение грузоподъемности машины. Но в 1983 году выпускаемый грузовик в последний раз получил аттестацию на три года: в 1986 году ту же машину еще раз аттестовать было уже нельзя – если, конечно, коренным образом ее не модернизировать.
Модернизация с установкой интегрального оперения вполне отвечала новым задачам, стоявшим перед заводчанами. Поэтому и возникла отдельная тема ЗИЛ-43.1 (модернизированный базовый грузовик с двигателем ЗИЛ-645 и восьмиступенчатой КП) и ЗИЛ-43.11 (с бензиновым двигателем ЗИЛ-130). Но с уходом на пенсию директора завода Павла Дмитриевича Бородина и главного конструктора Анатолия Маврикиевича Кригера в 1982 году темы ЗИЛ-43.1 и ЗИЛ-43.11 стали постепенно затухать, так и не выйдя из стадии экспериментов.
При новом руководстве начала продвигаться другая тема – оснащение автомобилей семейства ЗИЛ-130 дизельными двигателями КАМАЗ-740, а на экспорт – дизелями Steyr. Об интегральном оперении забыли, так как его освоение требовало огромных затрат, поэтому выбрали более бюджетный вариант – оперение от кабины трехосных грузовиков ЗИЛ-133ГЯ. Их производство в это время стагнировало, в министерстве все чаще говорили о том, что выпуск грузовиков ЗИЛ-133ГЯ нецелесообразен. Производственные мощности Камского автозавода вполне могли покрыть потребности страны в автомобилях этого типоразмера – аналогичным по параметрам автомобилем был КАМАЗ-53212. Так почему же не использовать высвобождающиеся штампы ЗИЛ-133ГЯ для модернизации «стотридцатки»?
На опытные образцы автомобилей ЗИЛ-8Э130Г (с двигателем КАМАЗ-740) и ЗИЛ-130ШМ (с шестицилиндровым рядным турбонаддувным дизелем Steyr WD612 рабочим объёмом 6595 куб. см; внешне эти машины, построенные в 1984-1986 г.г., не отличались от ЗИЛ-8Э130Г - прим. denisovets.ru) возлагались определенные надежды, но модернизация ЗИЛ-130 пошла не революционным, а эволюционным путем.
Текст - Максим Шелепенков |