ЗИЛ-130Т (1965-1986 г.г.) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) автомобиль в экспортном исполнении для стран с тропическим климатом.
Первый опытный образец ЗИЛ-130Т был перестроен в 1961 году из опытного же ЗИЛ-130А, в свою очередь переоборудованного в 1960 году из постренного в декабре 1958 года ЗИЛ-Э130. Автомобиль проходил испытания в июле-сентябре 1961 года в Средней Азии.
Серийные тропические ЗИЛ-130Т, как и исполнение ЗИЛ-130Э для умеренного климата, внешне не отличаясь от базовой модели, имели улучшенную отделку, отборную комплектацию деталей и узлов, а также повышенную грузоподъёмность в 6000 кг. Допустимая нагрузка на колесо составляла 2030 кг против 1860 кг для базового ЗИЛ-130. Вес буксируемого прицепа с грузом для экспортных бортовых машин составлял 6500 кг против 6400 кг у стандартных бортовых ЗИЛ-130. Грузовики для тропиков комплектовались двигателями ЗИЛ-130Т, предназначенными для работы в диапазоне температур от +45° до −10°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С. Максимальная мощность указанных силовых агрегатов составляла 170 л.с. при 3600 об/мин против 150 л.с. при 3200 об/мин для стандартного ЗИЛ-130. В дополнение к основному электрическому безрупорному звуковому сигналу типа С44 на эти модификации ставился пневматический двухрупорный сигнал С40-Б с ножным выключателем ВК40.
Кроме того, на тропические версии всех автомобилей семейства устанавливались:
– усиленная система охлаждения двигателя, включавшая в себя четырёхрядный радиатор 130Т-1301007 с герметичной резьбовой пробкой без клапанов со 192 охлаждающими трубками вместо 144 на стандартном трёхрядном 130-1301007 и конденсационный бачок 130Т-1311010;
– томпаковые трубки тормозов и топливопроводов;
– специальные шины;
– приборы электрооборудования, провода и осветительная арматура, адаптированные для работы в условиях южного климата;
– правый противосолнечный козырёк;
– вентилятор кабины.
Жалюзи системы охлаждения и отопитель монтировались по особому требованию заказчика. В конструкции использовались детали, изготовленные из материалов, устойчивых к воздействию высоких температур, плесени, повышенной влажности и тропического солнца.
Постоянно совершенствуясь, наряду с другими автомобилями семейства ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Т имел и свои небольшие "персональные" улучшения, связанные с особенностями его эксплуатации:
– с октября 1968 года на ЗИЛ-130Т и его модификациях стал устанавливаться масляный радиатор гидроусилителя и было изменено место установки держателя чехла шланга высокого давления.
– в апреле 1972 года начал монтироваться масляный радиатор гидроусилителя рулевого управления из оребренной алюминиевой трубки.
– в 1973 году на экспортных тропических ЗИЛ-130Т вместо четырёхрядного радиатора со 192 охлаждающими трубками введён трёхрядный со 184 трубками, с уменьшенным шагом гофр охлаждающих лент.
– в августе 1978 года был упразднён конденсационный бачок в системе охлаждения тропических модификаций ЗИЛ-130, в связи с чем снят с производства радиатор 130Т-1301007-А2, вместо которого начал монтироваться радиатор 131-1301007-А2 от ЗИЛ-131.
Текст - Юрий Воробьёв |