ЗИЛ-130Т (1965-1986 г.г.) – бортовой (и шасси для спецавтомобилей) автомобиль в экспортном исполнении для стран с тропическим климатом.
Первый опытный образец ЗИЛ-130Т был перестроен в 1961 году из опытного же ЗИЛ-130А, в свою очередь переоборудованного в 1960 году из постренного в декабре 1958 года ЗИЛ-Э130. Автомобиль проходил испытания в июле-сентябре 1961 года в Средней Азии.
Серийные тропические ЗИЛ-130Т, как и исполнение ЗИЛ-130Э для умеренного климата, внешне не отличаясь от базовой модели, имели улучшенную отделку, отборную комплектацию деталей и узлов, а также повышенную грузоподъёмность в 6000 кг. Вес буксируемого прицепа с грузом для экспортных бортовых машин составлял 6500 кг против 6400 кг у стандартных бортовых ЗИЛ-130. Грузовики для тропиков комплектовались двигателями ЗИЛ-130Т, предназначенными для работы в диапазоне температур от +45° до −10°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С. Максимальная мощность указанных силовых агрегатов составляла 170 л.с. при 3600 об/мин. В дополнение к основному электрическому безрупорному звуковому сигналу типа С44 на эти модификации ставился пневматический двухрупорный сигнал С40-Б с ножным выключателем ВК40.
Кроме того, на тропические версии всех автомобилей семейства устанавливались:
– усиленная система охлаждения двигателя, включавшая в себя четырёхрядный радиатор с герметичной резьбовой пробкой без клапанов и расширительный бачок с клапанной пробкой повышенного давления с выпускным (паровым) и впускным (воздушным) клапанами, с усиленной пружиной, срабатывавшей при достижении в системе избыточного давления в 0,65 кг/см2, что соответствовало температуре закипания воды 114°С;
– томпаковые трубки тормозов и топливопроводов;
– специальные шины;
– приборы электрооборудования, провода и осветительная арматура, адаптированные для работы в условиях южного климата;
– вентилятор кабины.
Жалюзи системы охлаждения и отопитель монтировались по особому требованию заказчика. В конструкции использовались детали, изготовленные из материалов, устойчивых к воздействию высоких температур, плесени, повышенной влажности и тропического солнца.
Постоянно совершенствуясь, наряду с другими автомобилями семейства ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Т имел и свои небольшие "персональные" улучшения, связанные с особенностями его эксплуатации:
- с октября 1968 года на ЗИЛ-130Т и его модификациях стал устанавливаться масляный радиатор гидроусилителя и было изменено место установки держателя чехла шланга высокого давления.
- в апреле 1972 года начал монтироваться масляный радиатор гидроусилителя рулевого управления из оребренной алюминиевой трубки.
- в августе 1978 года был упразднён конденсационный (расширительный) бачок в системе охлаждения ЗИЛ-130Т.
Текст - Юрий Воробьёв |