ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-130В1

    В рамках семейства ЗИЛ-130 заводом был запланирован выпуск и двух модификаций седельного тягача, получивших обозначение ЗИЛ-130В и ЗИЛ-130ВТ. Эти автомобили предполагалось оснащать двухскоростным задним мостом, конструкция которого была разработана по принципу коробки передач, где скорости переключались с помощью шлицевой муфты.
    Из-за отсутствия в станочном парке ЗИЛа оригинального зубонарезного оборудования, выпуск этих машин был временно отложен, а на замену им была разработана упрощённая версия с обычным односкоростным двухступенчатым задним мостом указанных модификаций, получившая обозначение ЗИЛ-130В1. «Единичка» в индексе модели указывала на временность ее существования – выпуск этих машин предполагалось прекратить после освоения двухскоростного моста. Однако изначально спроектированные седельные тягачи ЗИЛ-130В и ЗИЛ-130ВТ так и не увидели конвейера, а машины с обычным мостом продержались на конвейере предприятия на протяжении всего периода выпуска семейства ЗИЛ-130 – с 1964 по 1985 год.
    Седельный тягач ЗИЛ-130В1 предназначался для буксировки полуприцепов общим весом до 10500 кг и оборудовался четырёхрядным радиатором, двумя топливными баками ёмкостью по 125 л, противогрязевым настилом за кабиной, щитами-подножками на бензобаках, усиленными уширенными задними 16-листовыми рессорами, а также комбинированным тормозным краном, разобщительным краном, соединительной головкой для подсоединения тормозов полуприцепа и штепсельной розеткой для подключения его электроприборов. При этом в комплектацию автомобиля не входил держатель запасного колеса. Задние фонари и кронштейн крепления номерного знака крепились в верхней части кабины ЗИЛ-130В1. Тягач, кроме электрического звукового сигнала типа С44, комплектовался пневматическим двухрупорным (двухтональным) звуковым сигналом С40-Б с ножным выключателем ВК40 и, в отличие от остальных автомобилей семейства ЗИЛ-130, оснащался зеркалами заднего вида увеличенного размера (300х150 мм вместо 200х100 мм). До 1970 года на ЗИЛ-130В1 устанавливался задний мост с повышенным передаточным числом (i=6,97 или i=6,99).
    В течение всего выпуска тягачи ЗИЛ-130В1 постоянно модернизировались, наряду с другими автомобилями семейства. При этом седельный тягач модернизировался и «персонально», что было связано с особенностями его эксплуатации:

    С середины 1965 года ведущая цилиндрическая шестерня заднего моста седельного тягача ЗИЛ-130В1 стала изготавливаться из стали марки 20ХНМ вместо 30ХГТ.
    По итогам всех изменений, введенных в конструкцию базового ЗИЛ-130, с ноября 1965 года нагрузка на седельное устройство тягача ЗИЛ-130В1 установлена на уровне в 5400 кг (общий вес буксируемого полуприцепа – 12400 кг) на всех дорогах, кроме дорог IV и V категорий местного значения.
    В июне 1966 года на раме седельного тягача ЗИЛ-130В1 были введены усилители, приклёпанные к нижним сторонам лонжеронов в местах крепления второй поперечины.
    С августа 1966 года начало осуществляться усиление четвёртой поперечины рамы седельного тягача ЗИЛ-130В1 с помощью дополнительных накладок и косынок (две усилительные накладки раскосов поперечины в местах их крепления к лонжеронам рамы, накладка поперечины под буксирный прибор и две косынки на раскосах у поперечины).
    В 1966 году по совокупности всех изменений, внедренных к этому времени в семействе ЗИЛ-130, седельный тягач получил заводской индекс ЗИЛ-130В1-66. При этом допустимая нагрузка на седельное устройство была установлена на уровне 5400 кг, а общий вес буксируемого полуприцепа – на уровне 12400 кг (против установленных на начало выпуска 10500 кг).
    С июня 1970 года на седельные тягачи ЗИЛ-130В1 стали монтироваться противотуманные фары ФГ119 жёлтого цвета с с оптическими элементами ФГ119 и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 и 40 Вт под бампером (использовалась только нить на 50 Вт).
    С ноября 1970 года с внедрением корригированных зубьев был проведен переход на монтаж главной передачи заднего моста ЗИЛ-130В1 с передаточным числом i=6,32. В связи с этим на автомобиле начал ставиться привод спидометра от базового ЗИЛ-130.
    С мая 1971 седельные тягачи ЗИЛ-130В1 стали оборудоваться модернизированными седельно-сцепными устройствами производства Свердловского филиала ЗИЛа (вместо снятого с производства устройства Истринского механического завода).
    В мае 1972 года на автомобилях ЗИЛ-130В1 и ЗИЛ-130Д1, а также их модификациях были внедрены шарниры карданного вала, не требующие пополнения смазки в процессе эксплуатации, и перевёрнутых однокромочных сальников без пыльника, встроенных в подшипники ГПЗ № 804805К1 (устанавливались с июля 1970 года). В связи с этим были упразднены маслёнка 304814-П и резьбовая пробка крестовины кардана, а вместо сквозного отверстия для подвода смазки в крестовине стало сверлиться глухое, в которое с этого времени и закладывалась на заводе консистентная смазка 158. Тогда же за ненадобностью было ликвидировано радиальное отверстие для закладки смазки в шипе крестовины.
    С 1977 года, вследствие проведенных в 1976-1977 годах мероприятий по модернизации семейства, допустимая нагрузка на седельное устройство тягача ЗИЛ-130В1 выросла до 6400 кг, при этом допустимый общий вес буксируемого полуприцепа был увеличен до 14400 кг. Ресурс шасси машины (пробег до первого капитального ремонта) повысился с 200000 км до 300000 км. Модернизированному тягачу был присвоен заводской индекс ЗИЛ-130В1-76. Одновременно во всё нарастающих объёмах начал выпускаться автомобиль с повышенным ресурсом двигателя ЗИЛ-130В1-76Н, в 1982 году полностью заменивший на конвейере обычный ЗИЛ-130В1-76.
    С февраля 1985 года на седельном тягаче ЗИЛ-130В1 задние фонари и номерной знак начали крепиться на кронштейнах, установленных сзади на лонжеронах рамы.
    С 1986 года, в связи со сменой поколений выпускаемых автомобилей, седельный тягач ЗИЛ-130В1 уступил на конвейере место тягачу следующего поколения – ЗИЛ-441510.

    Помимо базового ЗИЛ-130В1, автозаводом выпускались следующие его модификации:
    ЗИЛ-130В1Э (1965-1986) – экспортный вариант седельного тягача, предназначенный для эксплуатации в странах с умеренным климатом.
    ЗИЛ-130В1Т (1965-1986) – экспортный вариант седельного тягача, предназначенный для эксплуатации в странах с тропическим климатом.
    ЗИЛ-130В1Е (1966) – опытный седельный тягач с экранированным электрооборудованием.
    Кроме того, небольшая часть ЗИЛ-130В1 выпускалась в качестве шасси (без седельно-сцепного устройства), предназначавшегося для монтажа различных спецустановок

Текст - Юрий Воробьёв



    Долгое время единственными серийными моделями седельных тягачей ЗИЛ-130В1 были модели каменец-подольского завода "Электроприбор". Тягачи выпускались как с полуприцепом ОдАЗ-885 (при этом полуприцепы разных лет выпуска несколько отличаются друг от друга), так и с полуприцепом-муковозом К-4-АМ (большую часть времени производства этой модели на прицеп наносилась надпись "МУКА", а "БОРОШНО" заменила ее перед самым концом выпуска модели. По этой причине надпись "БОРОШНО", по сранению с надписью "МУКА", присутствует на ничтожно малом количестве полуприцепов).



    В силу относительной доступности каменец-подольской модели, абсолютное большинство конверсий в СССР и ранне-постсоветский период было сделано моделистами именно на ее базе. Ниже представлены некоторые конверсии:


ЗИЛ-130В1 и полуприцеп С-853 работы В.Голунцова.

ЗИЛ-130В1 и полуприцеп С-927.
ЗИЛ-130В1 и полуприцеп ОдАЗ-794 работы В.Молоткова. ЗИЛ-130В1 в составе автопоезда пассажирского перронного.


    В середине 2000-ых годов выпуск моделей семейства ЗИЛ-130 разных модификаций освоила Саратовская лаборатория минимоделей. Седельные тягачи ЗИЛ-130В1 можно приобрести как отдельно, так и в сцепке с пожарной автоцистерной ПЦ-40, полуприцепами-цементовозами ТЦ-4 или ТЦ-11, бортовым полуприцепом ОдАЗ-885, газозаправочным полуприцепом-цистерной АППЦТ-12-885М, а также в виде пожарного автопоезда АВ-6.



    Наконец, в 2012 году компания SSM, вслед за моделью бортового грузовика ЗИЛ-130, массовым тиражом выпустила модели ЗИЛ-130В1 с различными полуприцепами. Модели выпускались в двух исполнениях - более детализированное и дорогое непосредственно под брендом SSM и упрощенное исполнение под суббрендом "Автоистория". Модели ЗИЛ-130В1, как и базовая модель бортового ЗИЛ-130, была выпущена с двумя вариантами облицовки радиатора - со "старой" и "новой".


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 25 июня 2006 года          
Последняя редакция - 02 мая 2018 года