ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-130В1

    В рамках семейства ЗИЛ-130 заводом был запланирован выпуск и седельного тягача, получившего обозначение ЗИЛ-130В. Эти автомобили предполагалось оснащать двухскоростным задним мостом, конструкция которого была разработана по принципу коробки передач, где скорости переключались с помощью шлицевой муфты.
    Из-за отсутствия в станочном парке ЗИЛа оригинального зубонарезного оборудования, выпуск этих машин был временно отложен, а на замену им была разработана упрощённая версия с обычным односкоростным двухступенчатым задним мостом, получившая обозначение ЗИЛ-130В1. «Единичка» в индексе модели указывала на временность ее существования – выпуск этих машин предполагалось прекратить после освоения двухскоростного моста. Однако изначально спроектированные седельные тягачи ЗИЛ-130В так и не увидели конвейера, а вот машины с обычным мостом продержались на конвейере предприятия на протяжении всего периода выпуска семейства ЗИЛ-130 – с 1964 по 1985 год.

    Седельный тягач ЗИЛ-130В1 предназначался для буксировки полуприцепов общим весом до 10500 кг и, подобно шасси для строительных самосвалов, отличался уменьшенной колёсной базой (3300 мм), длиной рамы с четырьмя поперечинами (5240 мм против 6300 мм у ЗИЛ-130), длиной основного карданного вала (949 мм против 1425 мм), а также отсутствием буксирного прибора. Кроме седельно-сцепного устройства, тягач оборудовался четырёхрядным радиатором со 192 охлаждающими трубками против 144 на радиаторе базового ЗИЛ-130, унифицированным с радиатором ЗИЛ-131, двумя топливными баками ёмкостью по 125 л: основным, унифицированным с баком шасси ЗИЛ-130Д1, на левом лонжероне и дополнительным на правом, противогрязевым настилом за кабиной, щитами-подножками на бензобаках, усиленными задними 16-листовыми рессорами, унифицированными с рессорами ЗИЛ-130Д1, а также комбинированным тормозным краном, разобщительным краном, соединительной головкой для подсоединения тормозов полуприцепа и штепсельной розеткой для подключения его электроприборов, но в его комплектацию не входил держатель запасного колеса. В системе питания тягача вследствие отличия его основного бензобака от бака базовой модели устанавливались трубка от топливного бака к фильтру-отстойнику и продольная трубка от фильтра-отстойника к бензонасосу, унифицированные с аналогичными трубками ЗИЛ-130Д1, и, кроме того, в связи с наличием дополнительного топливного бака добавились трубка и поперечная трубка от дополнительного бака к фильтру-отстойнику.
    На эту машину, подобно ЗИЛ-130Д1 монтировался задний мост 130В1-2400008 с редуктором 164АН-2402010 с главной передачей с повышенным передаточным числом (6,97 или 6,99), унифицированной с передачами тягача ЗИЛ-164АР и шасси ЗИЛ-164АН, в которой использовались ведущая и ведомая конические шестерни грузовика ЗИЛ-150, а также ведущая и ведомая цилиндрические шестерни шасси ЗИЛ-164АН. Вследствие изменения передаточного числа, в коробке передач 130В1-1700009 тягача устанавливалась ведомая шестерня привода спидометра с 18 зубьями против 17 на базовой 130-1700009 и толщиной зуба 1,76-1,81 против 2,21-2,26 на базовой 130-1700009, вследствие чего номер двигателя поменялся на ЗИЛ-130В1. В пневматической системе устанавливались собственные трубки, отличавшиеся от трубок базового ЗИЛ-130, и, кроме того, добавились трубки и шланг пневматического звукового сигнала.
    В системе электрооборудования использовались собственные средний и задний пучки проводов и пучки проводов задних фонарей. Задние фонари и кронштейн крепления номерного знака монтировались в верхней части кабины, которая вследствие наличия дополнительных отверстий на задней панели для крепления вышеуказанных деталей, получила наименование 130В1-5000019. Тягач, кроме электрического звукового сигнала типа С44, комплектовался пневматическим двухрупорным (двухтональным) звуковым сигналом С40-Б с ножным выключателем ВК40 и, в отличие от остальных автомобилей семейства ЗИЛ-130, оснащался зеркалами заднего вида увеличенного размера (300×150 мм вместо 200×100 мм).

    В течение всего выпуска тягачи ЗИЛ-130В1 постоянно модернизировались, наряду с другими автомобилями семейства. При этом седельный тягач модернизировался и «персонально», что было связано с особенностями его эксплуатации:
    С середины 1965 года ведущая цилиндрическая шестерня заднего моста седельного тягача ЗИЛ-130В1 стала изготавливалась из стали марки 20ХНМ с изменённой термообработкой вместо стали 30ХГТ. Одновременно поменялось её наименование – 130В1-2402110 вместо 164АН-2402110.
    В октябре 1965 года было усилено крепление крышек (гнёзд) подшипников вала ведущей цилиндрической шестерни путём увеличения количества болтов крепления гнёзд с шести до восьми, в связи с чем изменилась конструкция картера редуктора заднего моста, гнёзд подшипников ведущей цилиндрической шестерни и регулировочных прокладок гнёзд подшипников. Одновременно поменялось наименование редуктора заднего моста в сборе седельного тягача ЗИЛ-130В1 – 130В1-2402010 вместо 164АН-2402010.
    По итогам всех изменений, введенных в конструкцию базового ЗИЛ-130, с ноября 1965 года нагрузка на седельное устройство тягача ЗИЛ-130В1 установлена на уровне в 5400 кг (общий вес буксируемого полуприцепа – 12400 кг) на всех дорогах, кроме дорог IV и V категорий местного значения. В технической документации такие тягачи обозначались как ЗИЛ-130В1-66.
    В июне 1966 года на раме седельного тягача ЗИЛ-130В1 были введены усилители, приклёпанные к нижним сторонам лонжеронов в местах крепления второй поперечины.
    С августа 1966 года начало осуществляться усиление четвёртой поперечины рамы седельного тягача ЗИЛ-130В1 с помощью дополнительных накладок и косынок (две усилительные накладки раскосов поперечины в местах их крепления к лонжеронам рамы, накладка поперечины под буксирный прибор и две косынки на раскосах у поперечины).
    С июня 1970 года на седельные тягачи ЗИЛ-130В1 стали монтироваться противотуманные фары ФГ119 жёлтого цвета с с оптическими элементами ФГ119 и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 и 40 Вт под бампером (использовалась только нить на 50 Вт).
    С ноября 1970 года с внедрением корригированных зубьев перешли на монтаж заднего моста 130-2400008-А2 с редуктором 130-2402010-А2 с главной передачей с передаточным числом i=6,32 от базового ЗИЛ-130 на седельном тягаче ЗИЛ-130В1, в связи с чем на последнем стала устанавливаться коробка передач 130-1700009 со стандартной ведомой шестернёй привода спидометра.
    С мая 1971 седельные тягачи ЗИЛ-130В1 стали оборудоваться модернизированными седельно-сцепными устройствами производства Свердловского филиала ЗИЛа (вместо снятого с производства устройства Истринского механического завода).
    В мае 1972 года на автомобилях ЗИЛ-130В1 и ЗИЛ-130Д1, а также их модификациях внедрены шарниры карданного вала, не требующие пополнения смазки в процессе эксплуатации, и торцовое комбинированное резиновое уплотнение подшипников шарнира, состоявшее из торцового уплотнения, напрессованного на шипы крестовины, и перевёрнутых однокромочных сальников без пыльника, встроенных в подшипники 804805К1 (устанавливались с июля 1970 года). В связи с этим упразднены маслёнка 304814-П и резьбовая пробка крестовины кардана 262541-П8, а вместо сквозного отверстия для подвода смазки в крестовине стало сверлиться глухое, смазка в которое в процессе сборки узла на заводе стала подводиться через радиальное отверстие в шипе крестовины.
    В мае 1974 года дополнительный топливный бак седельного тягача был унифицирован с основным. Кроме того, В 1974 году была упразднена правая выштамповка на топливных баках шасси ЗИЛ-130Д1 и седельного тягача ЗИЛ-130В1.
    С января 1977 года в возрастающих объёмах начали устанавливаться диагональные шины 260-508 и радиальные шины 260-508Р с максимально допустимой нагрузкой 2050 кгс по ГОСТ 5513-75 вместо шин с нагрузкой 1860 кгс по ГОСТ 5513-74. В I квартале 1977 года на автомобилях семейства ЗИЛ-130 была внедрена балка передней оси увеличенной прочности из стали 17ГС вместо стали 45. Вследствие этих и других проведенных в 1976-1977 годах мероприятий по модернизации семейства, допустимая нагрузка на седельное устройство тягача ЗИЛ-130В1 выросла до 6400 кг, при этом допустимый общий вес буксируемого полуприцепа был увеличен до 14400 кг. Ресурс шасси машины (пробег до первого капитального ремонта) повысился с 200.000 км до 300.000 км. Модернизированному тягачу был присвоен заводской индекс ЗИЛ-130В1-76. Одновременно во всё нарастающих объёмах начал выпускаться автомобиль с повышенным ресурсом двигателя ЗИЛ-130В1-76Н, в 1982 году полностью заменивший на конвейере обычный ЗИЛ-130В1-76.
    С февраля 1985 года новая светотехника – передние фонари ПФ130 и задние фонари ФП130 и ФП130-Б – начала монтироваться на все машины семейства ЗИЛ-130. На седельном тягаче ЗИЛ-130В1 задние фонари и номерной знак начали крепиться на кронштейнах, установленных сзади на лонжеронах рамы.
    С 1986 года, в связи со сменой поколений выпускаемых автомобилей, седельный тягач ЗИЛ-130В1 уступил на конвейере место тягачу следующего поколения – ЗИЛ-441510.

    Помимо базового ЗИЛ-130В1, автозаводом были созданы следующие его модификации:
    ЗИЛ-130В1Э (1965-1986) – экспортный вариант седельного тягача, предназначенный для эксплуатации в странах с умеренным климатом и оснащавшийся двигателем ЗИЛ-130Э.
    ЗИЛ-130В1Т (1965-1986) – экспортный вариант седельного тягача, предназначенный для эксплуатации в странах с тропическим климатом и оснащавшийся двигателем ЗИЛ-130Т (первый опытный образец ЗИЛ-130В1Т был изготовлен в 1961 году путём переоснащения опытного ЗИЛ-3Э130В, построенного в декабре 1958 года). Примечательно, что вес буксируемого полуприцепа с грузом для экспортных седельных тягачей был изначально установлен на отметке 12500 кг против 10500 кг у стандартного ЗИЛ-130В1, что было связано с их эксплуатацией по дорожному полотну лучшего качества, чем в СССР.
    ЗИЛ-130В1Е (1966) – опытный седельный тягач с экранированным электрооборудованием.
    Кроме того, небольшая часть ЗИЛ-130В1 выпускалась в качестве шасси (без седельно-сцепного устройства), предназначавшегося для монтажа различных спецустановок

Текст - Юрий Воробьёв



    Долгое время единственными серийными моделями седельных тягачей ЗИЛ-130В1 были модели каменец-подольского завода "Электроприбор". Тягачи выпускались как с полуприцепом ОдАЗ-885 (при этом полуприцепы разных лет выпуска несколько отличаются друг от друга), так и с полуприцепом-муковозом К-4-АМ (большую часть времени производства этой модели на прицеп наносилась надпись "МУКА", а "БОРОШНО" заменила ее перед самым концом выпуска модели. По этой причине надпись "БОРОШНО", по сранению с надписью "МУКА", присутствует на ничтожно малом количестве полуприцепов).



    В силу относительной доступности каменец-подольской модели, абсолютное большинство конверсий в СССР и ранне-постсоветский период было сделано моделистами именно на ее базе. Ниже представлены некоторые конверсии:

ЗИЛ-130В1 и полуприцеп С-853 работы В.Голунцова. ЗИЛ-130В1 и полуприцеп С-927. ЗИЛ-130В1 и полуприцеп ОдАЗ-794 работы В.Молоткова. ЗИЛ-130В1 и полуприцеп АППА-4.


    В середине 2000-ых годов выпуск моделей семейства ЗИЛ-130 разных модификаций освоила Саратовская лаборатория минимоделей. Седельные тягачи ЗИЛ-130В1 можно приобрести как отдельно, так и в сцепке с пожарной автоцистерной ПЦ-40, полуприцепами-цементовозами ТЦ-4 или ТЦ-11, бортовым полуприцепом ОдАЗ-885, газозаправочным полуприцепом-цистерной АППЦТ-12-885М, а также в виде пожарного автопоезда АВ-6 (на фото справа).



    Наконец, в 2012 году и позднее компания SSM, вслед за моделью бортового грузовика ЗИЛ-130, массовым тиражом выпустила модели ЗИЛ-130В1 с различными полуприцепами. Модели выпускались в двух исполнениях - более детализированное и дорогое непосредственно под брендом SSM и упрощенное исполнение под суббрендом "Автоистория". Модели ЗИЛ-130В1, как и базовая модель бортового ЗИЛ-130, выпускалась с обоими вариантами облицовки радиатора (со "старой" и "новой"), а так же как "соло", так и с различными полуприцепами.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 25 июня 2006 года          
Последняя редакция - 11 февраля 2024 года