Автомобиль ЗИЛ-131А, выпускавшийся с января 1971 года и предназначенный для использования в народном хозяйстве, представлял собой упрощённый вариант армейского ЗИЛ-131 и отличался более простым в обслуживании неэкранированным электрооборудованием без средств подавления радиопомех, унифицированным с оборудованием грузовика ЗИЛ-130. Система электрооборудования включала в себя генератор переменного тока Г250-И1 мощностью 350 Вт и силой тока 28 А с бесконтактным полупроводниковым регулятором напряжения РР350-А, аккумуляторную батарею 6-СТ-78-ЭМСЗ (130Е-3703010), стартер СТ130-А1 мощностью 1,5 л.с. и контактно-транзисторную систему зажигания, в состав которой входили:
– транзисторный коммутатор ТК102;
– распределитель зажигания Р4-Д;
– катушка зажигания Б114 с добавочным сопротивлением СЭ107;
– свечи А15.
Аккумуляторная батарея 130Е-3703010 снабжалась стандартными, а не гидростатическими пробками, поэтому на машине монтировались обычные крышка батареи и левая подножка со съёмным щитом, унифицированные с деталями ЗИЛ-130.
Кроме того, вместо пеномасляного воздушного фильтра ВПМ-3 с трёхступенчатой очисткой воздуха устанавливался масляно-инерционный воздушный фильтр ВМ-16 с двухступенчатой очисткой воздуха.
Вследствие перечисленных различий двигателю машины был присвоен индекс ЗИЛ-131А. Как и двигатель ЗИЛ-131, этот силовой агрегат был рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +55°С до –40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С.
В системе освещения и сигнализации использовались обычные негерметизированные осветительные приборы без светомаскировочных насадок от грузовика ЗИЛ-130:
– фары ФГ122-Г с полуразборными оптическими элементами ФГ105 и двухнитиевыми лампами типа А-12-50+40 на 50 Вт и 40 Вт;
– передние фонари ПФ101-Б с двухнитиевыми лампами А-27 на 21 св и 6 св, служившие для указания поворотов (21 св) и габарита (6 св);
– комбинированные двухсекционные двухламповые задние фонари типа ФП101 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП101-Б (правый) с лампами А-24 на 3 св (освещение номерного знака и обозначение габаритов) и А-26 на 21 св (стоп-сигнал и указатель поворотов), крепившиеся при помощи кронштейнов к задней поперечной балке платформы (левый кронштейн служил также в качестве держателя номерного знака).
Вместо герметизированного ножного переключателя света фар П53 монтировался обычный П53-Б.
Комплектом специального армейского оснащения и лебёдкой грузовик не оборудовался, не устанавливались добавочная средняя скамейка на платформе (число мест в кузове – 16, вместо 24 на ЗИЛ-131) и ограждение заднего борта, отсутствовала фара-искатель.
Максимальная глубина преодолеваемого брода составляла 0,9 м (против 1,4 м у ЗИЛ-131), поэтому кран отключения вентиляции картера двигателя и герметизированные пробки аккумуляторной батареи не ставились.
В ходе выпуска автомобиль ЗИЛ-131А модернизировался аналогично базовому грузовику семейства ЗИЛ-131. Вместе с тем, учитывая отличия его комплектации от ЗИЛ-131, следует отметить следующие изменения в ходе выпуска ЗИЛ-131А:
В феврале 1975 года была упразднена вентиляционная трубка в коробке передач, монтировавшаяся на крышке заднего подшипника вторичного вала. В 1976 году на автомобиль начали ставиться свечи зажигания А11 вместо А15, а с 1977 года года наряду со свечами А11 ставились свечи А11-1.
С 1979 года грузовики ЗИЛ-131А комплектовались стартером СТ130-А2 мощностью 2,1 л.с. (1,5 кВт). С этого же года взамен катушки зажигания Б114 неэкранированной системы электрооборудования ЗИЛ-131А ставилась Б114-Б.
С 1981 года контактно-транзисторная система зажигания ЗИЛ-131А и его модификаций комплектовалась распределителем зажигания Р137 с изменённой конструкцией ротора и центробежного регулятора. В этом же году на ЗИЛ-131А был внедрен стартер СТ130-А3 мощностью 2,4 л.с. (1,8 кВт) и фары ФГ122-ГВ с полуразборными оптическими элементами ФГ140 и двухнитиевыми лампами А-12-45+40 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света.
В 1983 году ЗИЛ-131А стали оборудоваться генератором 32.3701 мощностью 840 Вт и силой тока 60 А с регулятором напряжения 201.3702.
В 1984 году произошла замена светотехники на всем семействе автомобилей ЗИЛ-131. На ЗИЛ-131А стали устанавливаться передние двухцветные двухсекционные двухламповые фонари ПФ130 с лампами А-12-21-3 (указатели поворотов) в верхней секции с оранжевым рассеивателем и А-12-5 (обозначение габаритов) в нижней секции с бесцветным рассеивателем, а также задние трёхсекционные ФП130 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП130-Б (правый). Центральная секция левых задних фонарей ФП130 с двумя лампами А-12-5, красным рассеивателем и встроенным световозвращателем красного цвета служила для обозначения габаритов, левая с лампой А-12-21-3 и оранжевым рассеивателем – для указания поворотов, правая с лампой А-12-21-3 и красным рассеивателем – для тормозной сигнализации. Секции правого фонаря ФП130-Б располагались в зеркальном отражении с левым. Фары автомобилей семейства ЗИЛ-131 с этого времени устанавливались в едином корпусе с передними фонарями, а повторители указателей поворотов УП101 переместились с оперения на верхнюю часть крыльев.
Выпуск ЗИЛ-131А продолжался до 1986 года, когда его сменил на конвейере модернизированный ЗИЛ-131НА.
Текст - Юрий Воробьёв |