В 1961 году был построен опытный бортовой грузовик, предназначавшийся для эксплуатации в условиях жаркого и пустынного климата. Этот автомобиль получил обозначение ЗИЛ-131Х и внешне отличался от обычного ЗИЛ-131 отсутствием держателя запасного колеса за кабиной, благодаря чему грузовая платформа были придвинута вплотную к задней стенке кабины.
Для обеспечения нормальных условий работы водителя автомобиль был оборудован кондиционером, детермальными (теплопоглощающими) стеклами, защитным тепловым экраном на крыше кабины и козырьком над ветровым стеклом. Кроме того в кабине были установлены два вентилятора (перед водительским и пассажирским сиденьями), имелись места для крепления термосов с питьевой водой, а на крыше кабины монтировалась специальная багажная решетка для укладки легкого багажа.
Защита перевозимых в платформе людей от иссушающего воздействия горячего ветра, пыли и песка, обеспечивалась специальным уплотненным тентом с термоизоляцией и водоиспарительной воздухоохладительной установкой, расположенной в кузове на переднем борту платформы.
Доработке подверглась и система охлаждения двигателя, которая получила конденсационный бачок объемом 5 л, пробку наливной горловины повышенного давления для повышения порога закипания воды в системе до 118-120°C. За ненадобностью из системы был удален термостат. Также на машине был установлен бензонасос высокой производительности. Для улучшения проходимости автомобиля по пескам на машине были применены широкпрофильные шины модели ИМ-79 (размером 1150-420-508). Заводские испытания автомобиля проводились в пустыне Кара-Кум в 1962 году.
В 1962 году был построен еще один экземпляр ЗИЛ-131Х, несколько отличающийся компоновкой от варианта 1961 года - за кабиной появился держатель запасного колеса. У ЗИЛ-131Х 1962 года отсутствовал кондиционер в кабине - для поддержания необходимой влажности в кабине, на ее крыше был установлен дополнительный водоиспарительный воздухоохладитель (такая же установка для платформы была закреплена на переднем борту кузова).
В процессе межведомственных испытаний, по просьбе заказчика, бортовой автомобиль был переоборудован в трубовоз, для проверки в условиях реальной эксплуатации при строительстве магистрального газопровода. При этом прицеп-роспуск, изготовленный на ЗИЛе, получил систему регулирования давления в шинах, работающую вместе с аналогичной системой автомобиля-тягача.
Текст - Максим Шелепенков |