С 5 декабря 1986 года на конвейер был поставлен модернизированный автомобиль ЗИЛ-131Н. На него устанавливался двигатель ЗИЛ-5081.1000401 (131-1000260-Б2), с головкой блока цилиндров с винтовыми впускными каналами, оси которых были смещены относительно осей клапанов, и уменьшенным объёмом камер сгорания (130-1003012-20), вследствие чего степень сжатия увеличилась до 7,1. В связи с изменением контура камеры сгорания введены новые прокладки головок блока цилиндров. Вместо трёх компрессионных колец на поршне двигателя начали устанавливаться два из легированного чугуна повышенной прочности (верхнее – хромированное). Кроме того, вследствие внедрения новых головок потребовалось изменить характеристики пружин центробежного и вакуумного регуляторов распределителя зажигания, поэтому был введён экранированный герметичный датчик-распределитель зажигания 49.3706 с изменённым установочным углом опережения зажигания по углу поворота коленчатого вала (4,5°). На автомобиль стал монтироваться карбюратор К-88АТ.
Стандартный силовой агрегат ЗИЛ-5081.1000401 рассчитывался на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +55°С до −45°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С.
В системе освещения и сигнализации установлена фара-искатель 17.3711 с галогенной лампой АКГ-12-55 на 55 Вт.
Началась установка подножек кабины изменённой конфигурации, причём правая подножка была унифицирована с аналогичной деталью ЗИЛ-133ВЯ и комплектовалась съёмным щитком, одинаковым со щитком левой, а вместо двух прижимов щитка оставлен один. Одновременно введены усилители дверных проёмов кабины.
Вместо брезентового был внедрён тент из синтетических материалов, аналогичный устанавливавшемуся на грузовики КамАЗ.
Грузоподъёмность ЗИЛ-131Н была увеличена до 3750 кг, а ресурс доведён до 250 тыс. км.
ЗИЛ-131Н выпускались с 5 декабря 1986-го до 1994 года в Москве и с 27 октября 1987-го до 2002 года на филиале ЗИЛа в г.Новоуральск - Уральском автомоторном заводе.
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ ЗИЛ-131Н
1986 год
С 22 декабря 1986 года был введён винт рулевого управления из стали 60ПП с закалкой ТВЧ.
1987 год
В январе 1987 года был упразднён второй вентиляционный люк на крыше кабины.
С этого же года система питания стала оснащаться новым фильтром тонкой очистки топлива повышенной производительности с керамическим или бумажным фильтрующими элементами.
В этом же году вместо электромагнитного пневмоклапана включения переднего моста с коническими впускным и выпускным клапанами, устанавливавшегося на поперечине рамы с помощью кронштейна, был введён пневмоклапан уменьшенного размера и веса с цилиндрическими клапанами, непосредственно крепившийся к поперечине двумя болтами.
1989 год
Начиная с 1989 года двигатель ЗИЛ-5081.1000402 автомобиля ЗИЛ-131НА оборудовался системой вентиляции картера, полностью исключавшей выброс картерных газов в окружающую среду, в связи с чем были внедрены инерционно-масляный воздушный фильтр ВМ-21 и маслозаливная горловина мотора без воздушного фильтра системы вентиляции картера с глухой крышкой. Очищенный воздух по-прежнему поступал в картер через горловину, но теперь через шланг, подсоединённый к воздушному фильтру двигателя.
Тогда же термостат ТС101-А был заменён на термостат прямого действия типа ТС108-04.
1990 год
В начале 1990 года в поршнях компрессора стали устанавливаться компрессионные кольца скребкового типа, что значительно уменьшило потери масла в системе смазки двигателя. В тот же период в бензиновом насосе Б-10 введена выштамповка по контуру пластин, что позволило улучшить герметичность клапанов и повысить надёжность работы насоса.
С 1990 года, наряду с фарами ФГ122-П, вездеходы ЗИЛ-131Н комплектовались герметичными фарами типа 402.3711 с герметизированными оптическими элементами 40.3711200 и лампами А-12-45+40 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света. На ЗИЛ-131НА начали ставиться фары ФГ122-ГВ1.
1992 год
С февраля 1992 года были внедрены шарниры тяги сошки рулевого механизма с герметичным чехлом и разовой смазкой.
С 6 мая 1992 года в конструкцию автомобиля был введён новый механизм рулевого управления с гидроусилителем, унифицированный с механизмом грузовика ЗИЛ-4331.
1993 год
С 1993 года вместо щитка приборов КП204-А стал монтировался новый типа 17.3805, на котором все приборы располагались в отдельных корпусах с круглыми циферблатами на общей панели.
На щитке размещались:
– спидометр 16.3802;
– указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807;
– указатель уровня топлива 13.3806;
– указатель напряжения 21.3812;
– указатель давления масла 1901.3830;
– манометр тормозной системы 1101.3816-01;
– контрольная лампа дальнего света фар;
– контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости;
– контрольная лампа аварийного падения давления масла;
– контрольная лампа указателей поворота.
На автомобилях поздних лет выпуска ставился герметизированный фонарь заднего хода 21.3711 с лампой А-12-21-3. Тогда же начали устанавливаться пластиковые брызговики платформы полукруглой формы.
Текст - Юрий Воробьёв |