С 5 декабря 1986 года на конвейер был поставлен модернизированный автомобиль ЗИЛ-131Н. На него устанавливался двигатель ЗИЛ-5081.1000401 (131-1000260-Б2), с головкой блока цилиндров с винтовыми впускными каналами, оси которых были смещены относительно осей клапанов, и уменьшенным объёмом камер сгорания (130-1003012-20), вследствие чего степень сжатия увеличилась до 7,1. В связи с изменением контура камеры сгорания введены новые прокладки головок блока цилиндров. Вместо трёх компрессионных колец на поршне двигателя начали устанавливаться два из легированного чугуна повышенной прочности (верхнее – хромированное). Кроме того, вследствие внедрения новых головок потребовалось изменить характеристики пружин центробежного и вакуумного регуляторов распределителя зажигания, поэтому был введён экранированный герметичный датчик-распределитель зажигания 49.3706 с изменённым установочным углом опережения зажигания по углу поворота коленчатого вала (4,5°). На автомобиль стал монтироваться карбюратор К-88АТ.
Стандартный силовой агрегат ЗИЛ-5081.1000401 рассчитывался на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +55°С до −45°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С.
В пневматической системе автомобиля вместо компрессора с жидкостным охлаждением головки и блока цилиндров введён компрессор с жидкостным охлаждением головки и воздушным охлаждением блока цилиндров.
В системе освещения и сигнализации установлена фара-искатель 17.3711 с галогенной лампой АКГ-12-55 на 55 Вт.
Началась установка подножек кабины изменённой конфигурации, причём правая подножка была унифицирована с аналогичной деталью ЗИЛ-133ВЯ и комплектовалась съёмным щитком, одинаковым со щитком левой, а вместо двух прижимов щитка оставлен один. Одновременно введены усилители дверных проёмов кабины.
Вместо брезентового был внедрён тент из синтетических материалов, аналогичный устанавливавшемуся на грузовики КамАЗ.
Грузоподъёмность ЗИЛ-131Н была увеличена до 3750 кг, а ресурс доведён до 250 тыс. км.
ЗИЛ-131Н выпускались с 5 декабря 1986-го до 1994 года в Москве и с 27 октября 1987-го до 2002 года на филиале ЗИЛа в г.Новоуральск - Уральском автомоторном заводе.
ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ ЗИЛ-131Н
1986 год
В этом году был аннулирован регулировочный болт с контргайкой и отверстие под него в нижней крышке картера компрессора, натяжение ремня привода компрессора стало осуществляться перемещением последнего после ослабления трёх гаек крепления нижней крышки к кронштейну крепления компрессора с последующей их затяжкой.
С 22 декабря был введён винт рулевого управления из стали 60ПП с закалкой ТВЧ.
1987 год
В январе 1987 года ввиду недостаточной эффективности был упразднён второй вентиляционный люк на крыше кабины, на его месте осталась только выштамповка.
Также в 1987 году:
– вместо электромагнитного пневмоклапана включения переднего моста с коническими впускным и выпускным клапанами, устанавливавшегося на поперечине рамы с помощью кронштейна, введён пневмоклапан уменьшенного размера и веса с цилиндрическими клапанами, непосредственно крепившийся к поперечине двумя болтами;
– внедрён новый буксирный прибор по ГОСТ 4349-75 с маркировкой типоразмера «2», с диаметром зева крюка 48 мм вместо ранее выпускавшегося прибора с диаметром зева 52 мм.
1988 год
В этом году:
– для повышения надёжности системы охлаждения двигателя термостат ТС101-А был заменён на термостат ТС108-04, применявшийся на моторах ЗМЗ;
– в пневматической системе вместо компрессора с жидкостным охлаждением головки и блока цилиндров был введён компрессор с жидкостным охлаждением головки и воздушным охлаждением блока цилиндров.
1989 год
В этом году:
– двигатель ЗИЛ-5081.1000402 ЗИЛ-131НА взамен пеномасляного воздушного фильтра с трёхступенчатой очисткой воздуха ВПМ-3 начал комплектоваться инерционно-масляным воздушным фильтром с двухступенчатой очисткой ВМ-21;
– внедрён новый фильтр тонкой очистки топлива повышенной производительности с керамическим или бумажным фильтрующим элементом;
– на части машин стал устанавливаться бумажный фильтрующий элемент в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления в результате чего изменилась конструкция бачка.
С 1989 года, наряду с фарами ФГ122-П, вездеходы ЗИЛ-131Н стали комплектоваться герметичными фарами типа 402.3711 с герметизированными оптическими элементами 40.3711200 и лампами типа А-12-45+40 с европейским асимметричным светораспределением ближнего света.
В конце 1980-х гг.:
– в бензиновом насосе Б-10 введена выштамповка по контуру пластин, что позволило улучшить герметичность клапанов и повысить надёжность работы насоса;
– в поршнях компрессора установлены компрессионные кольца скребкового типа, что значительно уменьшило потери масла в системе смазки двигателя.
Также в конце 1980-ых годов была упразднена нижняя крышка компрессора, функции которой с этого времени исполнял кронштейн крепления компрессора к блоку цилиндров двигателя, к которому четырьмя болтами прикручивался картер компрессора. Трубка отвода масла с помощью штуцера 421152-П8 подключалась в отверстие в верхней части новой нижней крышки. Регулировка натяжения ремня привода стала осуществляться перемещением компрессора в вертикальной плоскости по пазам двух отверстий для шпилек 308614-П8 крепления компрессора к блоку после ослабления трёх гаек 250515-П8 с последующей их затяжкой.
1990 год
В 1990 году вместо прерывистой канавки на торце корпуса насоса гидроусилителя руля, применявшейся для уменьшения усилия, с которым ротор насоса прижимался к его корпусу, внедрена узкая (2,5 мм) кольцевая канавка.
1992 год
С февраля 1992 года были внедрены шарниры тяги сошки рулевого механизма с герметичным чехлом и разовой смазкой.
С 6 мая 1992 года в конструкцию автомобиля был введён новый механизм рулевого управления с гидроусилителем, унифицированный с механизмом грузовика ЗИЛ-4331.
1993 год
С 1993 года вместо щитка приборов КП204-А стал монтировался новый типа 17.3805, на котором все приборы располагались в отдельных корпусах с круглыми циферблатами на общей панели.
На щитке размещались:
– спидометр 16.3802;
– указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807;
– указатель уровня топлива 13.3806;
– указатель напряжения 21.3812;
– указатель давления масла 1901.3830;
– манометр тормозной системы 1101.3816-01;
– контрольная лампа дальнего света фар;
– контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости;
– контрольная лампа аварийного падения давления масла;
– контрольная лампа указателей поворота.
На автомобилях поздних лет выпуска ставился герметизированный фонарь заднего хода 21.3711 с лампой А-12-21-3. Тогда же начали устанавливаться пластиковые брызговики платформы полукруглой формы.
Текст - Юрий Воробьёв |