С 1980 года на Читинском автосборочном заводе из комплектующих, поставлявшихся с ЗИЛа, производилась сборка автомобилей ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС (северные модификации ЗИЛ-131 и ЗИЛ-131А, соответственно), предназначенных для работы в условиях Крайнего Севера при температуре до –60°С. Оба автомобиля выпускались как в виде бортовых грузовиков, так и в виде шасси для специализированных автомобилей.
Северные исполнения отличались от базовых моделей следующим:
– кабиной с дополнительной теплоизоляцией из напылённого на её внутренней поверхности пенополиуретана толщиной 8-12 мм, утеплителем дверей и двойными стёклами;
– резиновыми уплотнителями в отверстиях для прохода рычага стояночного ручного тормоза и тяги педали управления дроссельными заслонками карбюратора;
– брезентовым чехлом на отверстии для рычага переключения передач раздаточной коробки;
– аккумуляторной батареей, располагавшейся в термоизолированном кожухе и обогреваемой выхлопными газами двигателя, с датчиком указателя температуры электролита;
– противотуманными фарами ФГ119 с оптическими элементами ФГ119 с двухнитиевыми лампами А12-50+40 (использовалась только нить на 50 Вт), устанавливавшимися в бампере;
– резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины;
– электропроводкой, выполненной в северном исполнении.
На панели приборов добавились:
– указатель температуры электролита аккумуляторной батареи;
– ручка управления заслонкой обогрева аккумуляторной батареи;
– выключатель противотуманных фар.
В отличие от ЗИЛ-131А, его северный вариант ЗИЛ-131АС оснащался фарой-искателем ФГ16-Л с оптическим элементом ФГ16 и лампой А-12-50+40 (рабочая нить – на 50 Вт) с выключателем на приборной панели.
В системе смазки двигателя и для обслуживания агрегатов трансмиссии северных версий использовались специальные масла (АСЗп-6, ТМ-3-9, ТМ-4-9) и консистентные материалы (ЦИАТИМ-201, Лита), созданные для эксплуатации в условиях низких температур.
В 1986 году взамен ЗИЛ-131АС и ЗИЛ-131С был налажен выпуск модернизированных ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НС.
Текст - Юрий Воробьёв |