Под седельные тягачи ЗИЛ-137Т, предназначавшиеся для комплектации активных автопоездов, выпускавшихся на БАЗе, Московский автозавод с конца 1970 года небольшими партиями поставлял разработанное на базе ЗИЛ-131В шасси в специальной комплектации без седельно-сцепного устройства, инструментального ящика и держателей запасных колёс (заводское обозначение – ЗИЛ-131В2), на которое устанавливались:
– двигатель ЗИЛ-137, отличавшийся от базового конфигурацией картера сцепления и маховика;
– четырёхрядный радиатор с герметичной резьбовой пробкой без клапанов и расширительный бачок с клапанной пробкой повышенного давления от автомобиля ЗИЛ-130Т;
– двухдисковое сцепление с изменёнными деталями привода;
– коробка передач с изменёнными крышкой и стержнями переключения II, III, IV и V передач;
– двухступенчатый понижающий редуктор (демультипликатор) коробки передач с рычажным переключением;
– раздаточная коробка без крышки верхнего люка и предохранительного клапана;
– укороченный основной карданный вал;
– поперечина №2 рамы без кронштейна крепления клапана управления раздаточной коробкой (в связи с переносом клапана);
– поперечина №3 рамы с отверстиями для крепления насоса гидропривода;
– изменённые насос и клапан управления гидроусилителя руля;
– односкоростная реверсивная коробка отбора мощности с приводом от коробки передач и ручным рычажным управлением, с двумя выходными валами: передним для привода лебёдки и задним для привода дополнительных агрегатов, с отдельными рычагами включения;
– лебёдка с задним карданным валом длиной 903 мм вместо 870 мм;
– переключатель принудительного включения переднего моста и привода полуприцепа типа П57;
– дополнительная штепсельная розетка 47К на крыше кабины;
– сигнал (зуммер) типа С39 для сигнализации из платформы полуприцепа в кабину тягача;
– крышка люка над коробкой передач и коврик пола кабины с дополнительными отверстиями для рычагов демультипликатора и коробки отбора мощности.
На поставляемых шасси сохранилось левостороннее расположение глушителя и вывода выпускной трубы системы выпуска газов (располагались справа с августа 1970 года на остальных машинах семейства). Гидравлическая система усилителя рулевого механизма тягача была объединена с гидравлической передачей привода колёс полуприцепа, насос гидроусилителя одновременно служил подпитывающим насосом для гидропередачи привода. В отличие от базовой модели, на шасси не ставился масляный радиатор гидроусилителя. Монтаж седельно-сцепного устройства и специального оборудования осуществлялся непосредственно на Брянском автозаводе.
В связи с прекращением выпуска в 1984 году автопоездов семейства ЗИЛ-137 с гидрообъемным приводом колес активного полуприцепа и началом выпуска автопоездов семейства БАЗ-6009 с механическим приводом колес полуприцепа, на Брянский механический завод ЗИЛом стало поставляться шасси ЗИЛ-131В2 в новой комплектации. Машина по-прежнему оборудовалась двухдисковым сцеплением и демультипликатором, но, в отличие от предыдущего исполнения, получила два вертикальных держателя для запасных колёс тягача и полуприцепа, односкоростную коробку отбора мощности с электропневматическим включением, монтировавшаяся на раздаточной коробке, и служившая для привода нижнего конического редуктора, стандартный масляный насос и масляный радиатор гидроусилителя рулевого механизма.
Текст - Юрий Воробьёв |