Практически одновременно с САЗом, готовившего к серийному выпуску свой САЗ-2500, к созданию сельского самосвала с предварительным подъемом платформы приступили на ЗИЛе. Работы в этом направлении велись четырьмя членами молодежного общественного конструкторского бюро фактически факультативно и сперва даже не были включены в план новой техники завода.
Первый и единственный образец такого самосвала, получившего индекс ЗИЛ-133С, был готов в 1963 году. В качестве базового шасси для него был использован на тот момент еще опытный грузовик ЗИЛ-131 с колесной формулой 6х6. Стоит отметить при этом, что ЗИЛ-133С не получил привод на передний мост. Самосвал ЗИЛ-133С успешно прошел цикл испытаний в Московской области и в Краснодарском крае и был рекомендован к постановке на производство на Мытищинском машиностроительном заводе. Но поскольку сам базовый грузовик ЗИЛ-131 планировался к выпуску лишь в VIII-й пятилетке, в Мытищах самосвальную надстройку с предварительным подъемом платформы адаптировали к шасси ЗИЛ-130 – так родился 4-тонный самосвал ЗИЛ-ММЗ-551. Его опытный образец был построен в 1964 году и тогда же благополучно испытан, однако до запуска в серию дело так и не дошло.
Текст - Николай Марков |